Характеризуя блага, предоставляемые государством, Дж. Э. Стиглиц отмечал, что потребление чистых общественных благ «предполагает отсутствие свободы распоряжения. Для многих общественных благ, таких как оборона, это не лишенное смысла допущение, с другой стороны, для таких благ, как телевидение, свобода распоряжения возможна .»[14]. Если появятся лица, стремящиеся удовлетворить потребности в общественных благах на основе добровольного сотрудничества, они не смогут преодолеть проблему положительных внешних эффектов и достичь оптимальной поставки общественных благ. Если государство, например, не в состоянии осуществить призыв на военную службу и собрать налоги на содержание армии, маловероятно, что спонтанно возникнет добровольно пополняемое и финансируемое общенациональное ополчение. Выгоднее зафиксировать четкие принудительно выполняемые обязательства по финансированию вооруженных сил.
Существование таких проблем, а среди них самые существенные - защита индивида и страны от посягательств, делает невозможной опору исключительно на свободные действия рынка. Если отставить в сторону морально-этический аспект, по которому принуждение, выступая антиподом убеждения, ограничивает свободу, всегда выступающую как безусловная ценность, то с помощью принуждения со стороны государства уменьшаются издержки при производстве общественных благ и происходит более рациональное размещение ресурсов. В то же время каждая акция государства, которая опирается на принудительное распределение или перераспределение ресурсов, должна иметь результатом полезность для большинства членов общества. Оптимальной является ситуация, когда каждый, на кого принудительно возлагается обязанность: налог, повинность и т.п., получает адекватную полезность как потребитель общественного блага, для создания которого эта повинность введена. Подобная ситуация складывается не всегда, принуждая население к уплате налогов для ресурсного обеспечения производства общественных благ, государство принуждает всех членов общества вне зависимости от их желания к их потреблению. Индивид, считающий себя пацифистом, вынужден пользоваться услугами национальной армии и, повышая налоги в целях укрепления обороны, государство не предоставит ему льгот, как лицу, считающему достаточным ранее созданный оборонный потенциал. Атеисту в стране, использующей на поддержку церкви часть общественных средств, придется также платить соответствующие налоги, невзирая на религиозные убеждения. Бюджетные расходы на проведение парламентских выборов осуществляются не только за счет политически активных граждан, но и за счет тех, кто равнодушен к политике и даже за принципиальных противников парламентаризма.
Кроме позитивных моментов, таких как развитое гражданское законодательство, высокоразвитая судебная система, безотказные механизмы выполнения контрактных обязательств и т.д., которые обеспечиваются с помощью государственного принуждения, принудительные действия государства имеют и негативные черты, т.к. выделение фиксации и реализации обязательств государства предполагают значительные издержки. Так, требуется разработать налоговое законодательство, организовать и содержать налоговую службу, тратить средства на выявление и преследование уклоняющихся от налогов и т.д. государство должно финансировать содержание общественных благ на основе принципа принуждения, когда издержки и негативные последствия должны уравновешиваются позитивными последствиями. Потери должны уравновешиваться приобретениями для каждого индивида в отдельности и для общества в целом[15]. В противном случае более эффективным окажется использовать принцип убеждения, необходимый при производстве и потреблении частных благ на основе добровольного обмена.
Позиция, по которой невозможно обеспечить общественными благами индивидов на основе частнохозяйственных сделок, соответствует более полной трактовке теории государственных финансов, в отличие от «добровольной теории налогообложения» Н. Викселя, по которой рациональный субъект добровольно жертвует частью денежного дохода, уплачивая налог, ибо он расценивает предельную жертву как минимум равной предельной полезности общественного блага. Критиковавший трактовку финансовых операций с общественными благами как актов добровольного обмена П. Самуэльсон замечал, что многое из того, что фигурирует под названием «теории государственных финансов», исходящая из добровольного обмена - по-видимому, просто сбивает с толку[16].
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|