В интерпретации западных и отечественных экономистов неконкурентность и неисключаемость из потребления общественных благ звучат и как свойство, и как особенность, и как принцип исследуемых благ, что свидетельствует о слабой методологической разработанности изучаемой категории. Никоим образом не отвергая и не принижая значимость функционального анализа, позволяющего определить предельные величины, характерные для рыночных благ, осуществим попытку синтезировать данный метод с причинным, и на основе рассмотрения свойств рыночных благ определим экономические принципы классификации рыночных благ. Структурообразующим условием целенаправленного анализа рыночных благ является знание его характерных свойств, позволяющих выделить два крайних его полюса - общественного и частного блага, а также промежуточного - смешанного. Выделение, соотношение, рассмотрение каждого в отдельности и позволили выразить такую сторону предмета, которая обуславливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним. Но даже такое знание порождает слабость и расплывчивость доказательств, какое благо отнести к частному, какое к общественному или смешанному. Очевидно, что доказательство наличия или отсутствия специфического экономического принципа, т.е. основного исходного положения рыночных благ могло бы составить решающий аргумент окончательного выяснения вопроса деления рыночных благ, а, следовательно, и секторов в экономике.
Первым принципом, выделяющим общественные блага из среды рыночных благ, можно назвать принцип принуждения, соответственно частное благо будет выделяться на основе принципа убеждения или свободы производства и потребления.
Рыночная система, обеспечивающая добровольную совместную деятельность, опирается исключительно на убеждение при производстве и реализации благ. Субъекты хозяйственных отношений, исходя из имеющихся доходов и в соответствии со своими потребностями, принимают решение о покупке блага определенного качества и в определенном количестве, т.е. обеспечивается свобода потребления. Для других хозяйствующих субъектов характерна свобода производства, т.е. они самостоятельно определяют характер и объем производства благ.
Деятельность производителей и потребителей координируется за счет того, что товары и услуги на рынке обмениваются по ценам, которые устанавливаются свободно в зависимости от спроса и предложения. Координация планов достигается не только в условиях свободного ценообразования, свободы потребления и производства, но и, прежде всего свободы конкуренции, стимулирующей производство таких благ, в которых нуждаются члены общества и которые обеспечивают высокую прибыль при рациональном использовании ресурсов. Особенностью рыночного решения управления является то, что принятие экономических решений становится прерогативой самостоятельных хозяйств. Индивидуальные планы координируются через ценообразование на рынке таким образом, что происходит согласование самостоятельных хозяйств. «Возможность координации через добровольное сотрудничество основывается на элементарном - хотя и часто оспариваемом - тезисе, что из экономической операции выгоды извлекают обе стороны, при условии, что эта операция, добровольна и продумана партнерами. Поэтому взаимообмен может обеспечить координацию без принуждения»[13].
Но координация экономической деятельности посредством рынка возможна лишь в тех случаях, когда речь идет о частных благах. Только по отношению к ним действует принцип свободы производства и потребления. Что касается общественных благ, они не производились бы, если бы существовала только добровольная совместная деятельность, основанная на убеждении, а т.к. члены общества нуждаются в этих благах, то их выбор и производство находятся под влиянием государства, отличительной чертой которого является общепризнанное и исключительное право использовать принуждение. Данная особенность государства предопределяет своеобразие его взаимоотношений с другими субъектами хозяйственной системы. Ресурсы государства, за счет которых идет создание общественных благ, могут формироваться за счет законного, но принудительного изъятия части доходов граждан и организаций. В современном обществе это достигается посредством налогообложения. Принцип принуждения наиболее оправдан при удовлетворении потребностей в чистых общественных благах, т.к. обладая неис-ключаемостью, невозможно заменить издержки принуждения, даже если они велики, затратами, которые позволили бы создать механизм ограничения доступа к данному благу «безбилетника».
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|