В большинстве экономических источников называют два основных свойства рыночных благ: конкурентность (неконкурентность) в потреблении и исключаемость (неисключаемость) в потреблении, остальные свойства выводятся из вышеназванных или считаются второстепенными. Но на основе выделения двух этих свойств трудно произвести отделение общественных благ от частных. В экономической литературе такие блага получили название «смешанных» благ, т.е. благ, сочетающих в себе свойства как частных, так и общественных благ.
Например, мировой океан с точки зрения мореплавания обладает свойством неконкурентности, но т.к. его рыбные ресурсы ограничены, то их потребление одним пользователем наносит ущерб другим, следовательно, в ресурсной части океан конкурентен, и возможна передача его ресурсов в сферу частного предпринимательства.
Целый ряд благ рассматривается либо как конкурентные, либо как исключаемые, либо как то и другое. Так, услуги образования конкурентны в потреблении. Существуют положительные предельные издержки при обеспечении образования для одного дополнительного лица, т.к. другим уделяется меньше внимания по мере роста числа лиц, находящихся в аудитории. Назначение платы за обучение может исключить возможность для отдельных групп лиц получать образование. Предоставление образования может осуществляться как в частном, так и в государственном секторе, более того есть смысл говорить о промежуточном секторе: частное образование пользуется поддержкой в виде льготного налогообложения, финансирования фундаментальных исследований, субсидий.
Методический подход выделения государственного и частного секторов в переходной экономике, вследствие деления благ на частные и общественные, позволяет говорить о наличии промежуточного смешанного сектора.
Если общественное благо выступает критерием выделения минимально возможных границ общественного сектора, то смешанные блага дают представление о допустимых пределах промежуточного сектора. Смешанные блага зачастую производятся на основе сотрудничества и разделения функций между государственным и предпринимательским сектором, и имеет смысл говорить о минимизации участия государства в их создании и финансировании. Однако нецелесообразным представляется полное самоустранение государства, речь идет об определении оптимальной меры и формы его участия. Для этого необходима четкая оценка, в какой мере рыночное благо можно отнести к «чисто» частному или смешанному. Свойства, характерные для рыночных благ, с трудом поддаются фиксации, обладают разной степенью интенсивности проявления, множественностью и расплывчатостью характеристик, что осложняет подобную оценку.
Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8
|