Рассматривая позицию других авторов, стремящихся определить сущностные черты общественных благ, чаще всего называют коллективный характер потребления исследуемых благ. Р.Дорфман отмечает: «Общественные товары – это те, что потребляются скорее совместно, чем раздельно. Это товар, который волей-неволей загоняет нас в одну лодку. У них нет определенных издержек, которые можно было бы оценить, даже концептуально, в противоположность предметам, потребляемым индивидуально. Следовательно, у них не может быть и снижения предельных издержек» и далее он выделяет еще одну специфическую особенность общественного блага: «ими пользуются, но не потребляют, другими словами их полезность может быть получена без акта приобретения. Факт пользования общественным товаром часто является бессознательным и даже вынужденным»[12].
Здесь подчеркивается то обстоятельство, что выгоды от частных благ как благ индивидуального потребления основываются на их покупке, выгоды от общественных благ общество получает в результате производства таких благ. На основе анализа вышеназванных свойств общественных благ ряд экономистов делает заключение о необходимости выведения главной особенности общественных благ: т.к. нельзя быть исключенным из потребления таких благ, причем все стремятся избежать расходов на их производство, то решение об их производстве на основе коллективных решений принимает государство. Отсюда вытекает еще одно свойство общественного блага: их предложение обеспечивается государством, причем государству неизвестны индивидуальные потребности в общественных благах.
Аспект выделения индивидуальных потребностей в теории «общественных благ» отражает практическую значимость деления рыночных благ на частные и общественные, где общественные блага перестают быть предельно абстрактной дефиницией. Общественные блага связывают, с одной стороны, коллективные потребности, с другой налоговую и бюджетную политику государства. Если рекомендуется переложить на государство производство всех общественных благ, то это тождественно увеличению размеров госбюджета по сравнению с реально существующим за счет, например, национализации частного здравоохранения. Если предпринимается попытка сократить государственное финансирование общественных благ и передать их рынку, это равносильно требованию сократить объем государственных доходов и расходов. То, что государству неизвестны индивидуальные потребности в общественных благах, фиксируется в качестве отдельного специфического свойства, характеризующего сущность общественных благ.
В научной и в теоретической литературе не существует единства мнений в определении специфических свойств общественных и частных благ. Авторы, рассматривающие проблемы теории государственных финансов и общественного сектора, называют как разное количество, так и совершенно различные особенности рыночных благ и варианты их сочетаний. Причем, если для западных ученых характерно выделение одного или двух наиболее значимых свойств благ, производимых в условиях современной смешанной экономики, то у отечественных экономистов наблюдается тенденция к множественности характеристик рыночных благ, которые зачастую перекрывают или совпадают друг с другом.
Перечисление свойств рыночных благ на основе противопоставления черт частных и общественных благ можно представить следующим образом.
Общественные блага характеризуются следующими свойствами: неконкурентностью в потреблении, неисключаемостью из потребления, неделимостью, обладают внешним потребительским эффектом, коллективностью в потреблении, получение полезности от производства, предложение обеспечивается государством, неизвестны индивидуальные потребности, объем индивидуального потребления равен совокупному его предложению, низкая эластичность потребления, закрепленность в пространстве и во времени.
Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8
|