Содержание

Историко-генетический анализ исследования экономических благ

Рассматривая позицию других авторов, стремящихся определить сущностные черты общественных благ, чаще всего называют коллективный характер потребления исследуемых благ. Р.Дорфман отмечает: «Общественные товары – это те, что потребляются скорее совместно, чем раздельно. Это товар, который волей-неволей загоняет нас в одну лодку. У них нет определенных издержек, которые можно было бы оценить, даже концептуально, в противоположность предметам, потребляемым индивидуально. Следовательно, у них не может быть и снижения предельных издержек» и далее он выделяет еще одну специфическую особенность общественного блага: «ими пользуются, но не потребляют, другими словами их полезность может быть получена без акта приобретения. Факт пользования общественным товаром часто является бессознательным и даже вынужденным»[12].

Здесь подчеркивается то обстоятельство, что выгоды от частных благ как благ индивидуального потребления основываются на их покупке, выгоды от общественных благ общество получает в результате производства таких благ. На основе анализа вышеназванных свойств общественных благ ряд экономистов делает заключение о необходимости выведения главной особенности общественных благ: т.к. нельзя быть исключенным из потребле­ния таких благ, причем все стремятся избежать расходов на их производство, то решение об их производстве на основе коллективных решений принимает государство. Отсюда вытекает еще одно свойство общественного блага: их предложение обеспечивается государством, причем государству неизвестны индивидуальные потребности в общественных благах.

Аспект выделения индивидуальных потребностей в теории «обществен­ных благ» отражает практическую значимость деления рыночных благ на ча­стные и общественные, где общественные блага перестают быть предельно абстрактной дефиницией. Общественные блага связывают, с одной стороны, коллективные потребности, с другой налоговую и бюджетную политику го­сударства. Если рекомендуется переложить на государство производство всех общественных благ, то это тождественно увеличению размеров госбюджета по сравнению с реально существующим за счет, например, национализации частного здравоохранения. Если предпринимается попытка сократить госу­дарственное финансирование общественных благ и передать их рынку, это равносильно требованию сократить объем государственных доходов и расхо­дов. То, что государству неизвестны индивидуальные потребности в общест­венных благах, фиксируется в качестве отдельного специфического свойства, характеризующего сущность общественных благ.

В научной и в теоретической литературе не существует единства мне­ний в определении специфических свойств общественных и частных благ. Авторы, рассматривающие проблемы теории государственных финансов и общественного сектора, называют как разное количество, так и совершенно различные особенности рыночных благ и варианты их сочетаний. Причем, если для западных ученых характерно выделение одного или двух наиболее значимых свойств благ, производимых в условиях современной смешанной экономики, то у отечественных экономистов наблюдается тенденция к мно­жественности характеристик рыночных благ, которые зачастую перекрывают или совпадают друг с другом.

Перечисление свойств рыночных благ на основе противопоставления черт частных и общественных благ можно представить следующим образом.

Общественные блага характеризуются следующими свойствами: неконку­рентностью в потреблении, неисключаемостью из потребления, неделимо­стью, обладают внешним потребительским эффектом, коллективностью в по­треблении, получение полезности от производства, предложение обеспечива­ется государством, неизвестны индивидуальные потребности, объем индиви­дуального потребления равен совокупному его предложению, низкая эла­стичность потребления, закрепленность в пространстве и во времени.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8