Отсюда следует, что к основному критерию целесообразности государственного вмешательства, следует отнести производства общественных благ. То есть, производство частных благ идеально подходит для рыночного сектора, а прерогативой государства должно стать обеспечение потребностей субъектов общественным благами.
Общественные блага можно рассматривать как основу определения границ рыночного сектора, т.е. рынок не способен обеспечить их производство. Чтобы оценить в какой степени необходимо обеспечение общественными благами, а значит, применение прямого вмешательства со стороны государства и корректирования спроса рыночного механизма, надлежит определить, какие блага следует отнести к общественным, какие к частным. Задача данного исследования и заключается в определении сущностных характеристик рыночных благ, имманентно присущих им черт и принципов деления на частные и общественные, на основе которых возможно выделение оптимальных размеров государственного и частного секторов «смешанной» экономики.[7]
На особую природу общественных благ, отличающую их от частных, указывал еще итальянский экономист Уго Мацолла, писавший по проблемам государственных финансов, участия государства в экономической деятельности. Границы этого участия обосновываются в теории благосостояния А.Пигу. Вклад в развитие теории благосостояния как теории, определяющей пределы государственной вовлеченности (той части общественного производства, которую берет на себя государство с помощью бюджетного финансирования), связывают со шведскими учеными К.Викселем и Э.Линдалем. На недостаточность конкурентного рыночного механизма указывали видные представители неоклассической теории Л.Вальрас и Ф.Визер, считая целесообразным дополнение рыночного механизма государственным регулированием. Концепция общественного и частного блага рассматривается П.Самуэльсоном в «чистой теории государственных расходов». Опираются на позиции П. Самуэльсона и такие американские экономисты, как У.Поссен и С.Слуцкий, а также английский ученый Дж. Бартон. Исследованиями по предоставлению общественных благ занимались также Э.Б.Аткинсон, Дж Э. Стиглиц, Р. Коуз и др.
В рамках рыночной модели экономики происходит производство рыночных благ, под которыми можно понимать экономические блага, характеризующиеся ограниченностью или редкостью и с помощью которых удовлетворяются потребности субъектов хозяйствования данной модели. Ввиду того, что рынок существует в «чисто»" виде, то уместно классифицировать рыночные блага, т.е. выделить такие соподчиненные понятия как частные и общественные блага.
В соответствии с принципами маржиналистской методологии экономическая роль государства может быть определена обеспечением населения общественными благами, и анализ этой роли возможен путем изучения предельных характеристик свободного рынка «общественных благ». Целесообразно рассмотреть дефиниции общественных и частных благ.
Благо является общественным, если, будучи даже потребленным одним лицом, оно при этом доступно для потребления другим. Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другими . без дополнительных затрат.
В определениях указывается на то, что потребление единицы частного
блага доступно только одному субъекту хозяйствования, а единица общественного блага может потребляться многими субъектами одновременно и независимо от того, кто оплатил это благо. Можно сказать, что в их потреблении субъекты не конкурируют друг с другом. В экономической литературе свойство блага одновременно входит в несколько функций потребления, т.е. потребляться многими без взаимного ущерба получило название «неконкурентности».
В ряде других экономических источников основополагающим свойством общественного блага выступает свойство «неисключаемости из потребления».
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|