Капитализм внос коренные изменения не только в хозяйственный строй. С ним связано рождение двух новых классов: промышленной буржуазии, владельцев орудий и средств производства, и пролетариата, лишенного и того и другого и принужденного жить продажей своей рабочей силы.
В области политического устройства государства на смену сословной монархии приходит абсолютная монархия — как арбитр между старым господствующим классом феодалов и буржуазией и как защитница обоих классов от революционного движения народных масс, подвергающихся и феодальной и капиталистической эксплуатации. Буржуазия становится все более мощным в экономическом отношении классом, но все же недостаточно сильным, чтобы поставить вопрос о захвате власти. Власть остается в руках феодалов, но централизованная монархия, стремясь повысить свои доходы, поддерживает укрепляющееся капиталистическое хозяйство и буржуазию, а та в свою очередь опирается на абсолютную монархию, которая обеспечивает ей успешную конкуренцию на внешнем рынке и ссудами поддерживает и расширяет мануфактурное производство.
В ряде государств Европы, как в больших, так и в малых, устанавливается эта новая форма монархии. Даже в Англии при Тюдорах (1485—1603), несмотря на существование парламента, королевская власть приобретает исключительно большую силу. Однако по мере роста буржуазии и ее богатства господству феодалов приходит конец. Используя народные массы, ненавидевшие феодалов и феодальную эксплуатацию, буржуазия стремится к власти. Наступает период буржуазных революций.
Первая, но неудачная буржуазная революция произошла в Германии. Она началась как выступление против католической церкви — идеологического покрова феодализма. Церковь в Германии, пользуясь политическим неустройством страны, раздробленной на множество мелких княжеств, и не встречая сопротивления со стороны сильной центральной власти, смотрела па Германию как на главный источник своих доходов. Поэтому здесь на самой ранней ступени капиталистического развития немецкое бюргерство, перераставшее в буржуазию, выступило против бесконечных материальных претензий как местного духовенства, особенно крупных духовных феодалов, так и центра католицизма — папского государства. Немецкая буржуазия в лице своего представителя Мартина Лютера (1483—1546) требовала «дешевой» церкви, ликвидации власти папы над немецкой церковью и подчинения последней светской власти. В Германии началось широкое общественное движение, охватившее в конечном счете и народные массы. Однако народ требовал не только изменения церковных порядков, но и широкой социальной реформы, подрывавшей феодальные устои, в отдельных же случаях высказывались и более радикальные идеи переустройства общества на началах «божьей справедливости», идеи, в которых проступало смутное представление народных масс, особенно немецкого предпролетариата, о возможности социального равенства.
Началось широкое восстание крестьянских масс — Великая крестьянская война в Германии (1524—1525 гг.), которая так напугала буржуазию, что она отошла от движения, пошла на соглашение с феодалами и вместе с ними принимала участие в жестокой расправе с крестьянами. В результате этого реформация ограничилась только реформой церкви, упрощением церковного культа, отменой многих обрядов и таинств. Она не только не уничтожила феодальных порядков, но даже укрепила их. Церковные земли и имущество были конфискованы князьями, которые больше всего и выиграли от реформации, обогатившись за счет церкви. Германия как была, так и осталась политически раздробленной на множество самостоятельных государств-княжеств. Власть императора становилась все более призрачной.
|