Складывавшийся новый класс буржуазии — организатор капиталистического производства и в городе, и в деревне — нуждался для успеха своего дела в производстве товаров, в повышении производительности труда, в том, чтобы производить больше, лучше и дешевле, так как только таким путем предприниматель мог рассчитывать на победу над своим конкурентом. А для этого нужно было знать лучше и свойства сырья, из которого производились товары, т.е., в конечном счете, нужна была наука о природе и ее закономерностях.
Начало капиталистической эры было ознаменовано теш умственным движением, которое носит название гуманизма и Возрождения. И то и другое явление в культурной жизни Европы и было связано с возникновением нового способа производства — капиталистического — и с появлением класса буржуазии. Подъем хозяйственной жизни и дальнейший рост хозяйства и хозяйственной деятельности людей отодвинул старое средневековое мировоззрение, поддерживаемое в Западной Европе католической церковью, которая стремилась перенести удовлетворение требований справедливого порядка на тот свет и учила, что человек в земной юдоли должен возлагать все свои надежды на бога. Теперь предприниматель-буржуа возлагал свои надежды на самого себя, на свою ловкость, предприимчивость, энергию. Поэтому в центре нового мировоззрения стал уже не бот', а сам человек (homo), откуда и это новое мировоззрение получило название гуманизма.
Время, когда распространялся гуманизм, называется эпохой Возрождения. Это явление было общим для всей Европы. Называется оно так потому, что гуманисты открыли, как много в области науки, и в особенности в области искусства, было сделано античными народами— греками и римлянами. Стараясь подражать им и даже идти, особенно в области науки, дальше античных народов, они и называли свое время «Возрождением», т. е. восстановлением античной культуры.
Первые ростки гуманизма появились в Италии, а вскоре буржуазная культура стала стремительно развиваться в других странах Европы. Немало способствовало этому книгопечатание, изобретенное в середине XV в. в Германии Иоганном Гутенбергом.
На рубеже между старой, церковной и поной, гуманистической культурой высится величественная фигура флорентийского поэта Данте Алигьери (1265—1321 гг.), автора «Божественной комедии». Она написана на итальянском языке. И это не случайно. В XIV—XV вв. во многих государствах пробуждается национальное сознание, и писатели-гуманисты, отлично владевшие древними языками и писавшие научные трактаты по-латыни, свои литературные произведения создавали не на латинском, а на народных языках.
В творениях гуманистов отразились их раздумья о жизни; сюжеты они черпали, как правило, не из церковных легенд, а из окружающей их действительности, героями их произведений становились не идеальные рыцари, а простые люди. Среди блестящей плеяды поэтов, писателей, драматургов, именами которых гордится человечество,— Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо (Италия), Франсуа Рабле (Франция), Ульрих фон Гуттен (Германия), Эразм Роттердамский (Нидерланды), Мигель Сервантес (Испания), Вильям Шекспир (Англия) и др.
Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10
|