§
3. Цена и прибыль
способов определения уровня цен ни придерживался банк, ему необходимо руководствоваться следующей программой установления цен на свои конкретные услуги. Основные ее шаги следующие.
1. Предварительный анализ:
а) определение вида и уровня спроса на конкретные услуги или группу услуг в статике и динамике;
а
*б) выявление основных (значимых) факторов эластичности спроса 'j, по каждой группе банковских услуг, на каждом конкретном
S* РЬ'"*
*в) получение потенциальных и реальных экономических и психологических границ цен.
iJ2. Оперативный анализ: *а) выбор оптимальной и выгодной для банка цены;
'"б) анализ качественного и количественного уровня издержек как от– дельной операции, так и самой банковской услуги в целом;
в) корректировка первоначального уровня цен в зависимости от динамики рыночной конъюнктуры;
r) выброс на рынок.
3. Вариационный анализ. С его помощью происходит последующее снижение или повышение уровня цен на уже реализуемые услуги. Необходимо сразу оговорить, что на практике нет идеальных систем ценообразования. Существуют и предлагаются разные модели, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки, т.е. никакая из них не может претендовать на универсальность. Выбор конкретной модели зависит от внешних и внутренних условий, от кластера, к которому относится каждый банк, т.е. его рейтинга и финансовых возможностей, и др.
Но независимо от способа формирования цен на услуги существуют некоторые общеэкономические и общеизвестные критерии, определяющие отклонения уровня цен вверх или вниз от потребительной стоимости конкретной банковской операции. Эти критерии могут быть разделены на внутренние, или зависящие от самого банка, т.е. от деятельности его руководства и коллектива, и внешние — не зависящие от вышеупомянутых факторов. К внутренним критериям относятся:
lit реклама (чем удачнее, оригинальнее реклама, тем выше цена товаров производителя);
* специфика предлагаемых услуг (чем выше и уникальнее качество их предложения, тем выше и цена);
* вид, способ производства (индивидуальные операции имеют более высокую себестоимость, а, следовательно, и цену — продуктовая маркетинговая концепция; услуги массового характера имеют низкие издержки, невысокую цену — производственная маркетинговая концепция);
63
* ориентация на одного и (или) множество рыночных сегментов, т.е. рыночная стратегия и тактика производителя;
lit жизненный цикл конкретной услуги (чаще всего она имеет более высокую цену при коротком жизненном цикле, и наоборот);
311 мобильность процесса предоставления услуг (при частых и интенсивных изменениях товар имеет более высокую цену);
t длительность цепочки «производитель — потребитель» («банк — потребитель»);
* цена товара любого производителя выше при большом рынке, хорошо организованном продажном и послепродажном сервисе;
* авторитет (реноме) производителя–банка на внутреннем и внешнем рынках и др.
К внешним критериям относятся:
* политическая стабильность страны–производителя и стран, где находится рынок сбыта ее продукции (т.е. уровень странового риска*);
* отсутствие на свободном рынке некоторых видов ресурсов (трудовых, материальных, финансовых); * практика регулирования экономики со стороны государства, что отражается на регулируемом Центральным банком и государством диапазоне цен; тарифных и нетарифных барьерах; юридических нормах и правилах осуществления внутренней и внешней экономической деятельности; таможенных нормах и правилах;
|