Одним из элементов модели маркетинга "4-Р" является рынок. Рынок — это совокупность реальных и потенциальных потребителей какого–либо товара или услуги. Как элемент товарно–денежного обращения рынок выступает связующим звеном между производителем (банком) и покупателем (клиентом). Иными словами, банк создает свои услуги для того и только для того, чтобы реализовывать их. Если он не сумеет их продать, то не получит возмещения затрат на производство и прибыль и, по существу, обанкротится. В процессе повседневной деятельности сталкиваются и переплетаются интересы самого банка, его посредников и клиентов. Иными словами, рынок товаров и услуг — это социально–экономическое явление товарно–денежного обращения. Он представлен набором банковских услуг, вовлеченных в обращение и предназначенных для реализации. Рыночные отношения всегда конкретны, они направлены на куплю–продажу определенной совокупности конкретных банковских услуг. Для существования рынка необходимы следующие условия:
* наличие хотя бы двух заинтересованных сторон, выступающих в роли субъектов рынка;
* каждая из этих сторон имеет возможность предложить то, что имеет потребительную стоимость для другой;
* любая сторона имеет право получить информацию о товаре и на ее основе принять или отказаться от предложения;
* вера в партнера и в то, что в результате обмена сторона получит стоимость, эквивалентную или выше той, что сама предлагает.
52
Условия существования рынка обусловливают и основные его принципы, а именно:
* свободный выбор продавцом покупателя (банком клиента), а покупателем — поставщика (клиентом — своего банка), который регламентируется соответствующим договором (контрактом). Это не исключает централизованного или децентрализованного регулирования данного процесса со стороны Центрального банка, Министерства финансов, Госналога и проч. при условии соблюдения экономических законов рынка;
* ликвидация с помощью экономических, а в отдельных случаях законодательных и административных мер монополизма в предоставлении и реализации услуг и создание условий для развития конкуренции;
* свободный обмен товара (банковских услуг) на деньги;
* полное отсутствие планового распределения кредитов;
* свободное действие закона стоимости, проявляющееся в зависимости цен от соотношения предложения и спроса. В некоторых конкретных ситуациях допускается регулирование этого процесса со стороны государства;
* lit анализ потенциала банковской сферы, ее способности создавать продукцию в объеме, структуре и ассортименте, достаточных для удовлетворения основных потребностей юридических и физических лиц;
* наличие развитой инфраструктуры предоставления банковских услуг;
* существование совокупности потребителей (клиентов), располагающих денежными средствами, сбалансированными товарными ресурсами.
Отсюда вытекают и основные функции рынка товаров:
¨ выявление спроса и сбалансирование предложения, т.е. обеспечение количественного и качественного соответствия спросу;
¨ формирование товарного предложения, что означает создание определенного набора банковских услуг и создание возможности для клиентов приобретать их;
¨ поиск рынка сбыта, т.е. организация рыночных отношений; lit сбыт банковских услуг;
¨ обеспечение экономического эффекта, выраженного в получении прибыли после возмещения затрат.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|