Но есть и положительные примеры: издательство "Согласие" завершило "Записки об Анне Ахматовой" Лидии Чуковской ("Согласие", 1997 г.-15 000 экз.) и собрание сочинений в 4 томах В.Ходасевича ("Согласие", 1997 г. - тираж не указан). "Наука" начала печатать собрание сочинений А.А.Блока в 20 томах, "Симпозиум" - В.Набокова. Четвертый том - "Ада, или Радости страсти" ("Симпозиум", 1997 г.-10 000 экз.) в книжных имеется теперь в трех вариантах. "Аграф" выпустил двухтомник В.Каверина ("Аграф", 1997 г. - 5000 экз.), а "Гилея" - книгу "Покушение с негодными средствами" ("Гилея", 1997 г.- 1000 экз.) Б.Поплавского. С "дневниками и письмами" Михаила Булгакова, появился "Современный писатель". Появилась и книга Шенгели "Иноходец. Повар Базилевса. Литературные статьи" издательство "Совпадение" ("Совпадение", 1997 г. - тираж не указан). "НЛО" выпустило Пяста ("НЛО", 1997 г. - тираж не указан)(25,70)
Исследуя виды изданий на отечественном рынке художественной литературы, нужно отметить один аспект, который характерен только для России. Речь идет о толстых литературных журналах - феномен, которым не может похвастаться, по мнению М.Морозовского, ни одна развитая книжная индустрия Запада. Существование толстых литературных журналов - дело чрезвычайно выгодное для всего книжного дела: книгоиздатели освобождаются от необходимости значительную часть своих усилий тратить на проверку рыночных перспектив начинающего автора, а литературные журналы могут сыграть роль первоиздателей, получая прибыль от продажи авторских прав. Но сложная экономическая ситуация сказалась и на выпуске этого раздела книгоиздания. Месячный тираж журнала "Новый мир" сократился с 300 тыс. экз. в 1986 году до 14650 экз. в 1998 году. Журнал "Дружба народов" сократился со 150 тыс. экз. до 6400 экз. за указанный период. Одной из причин падения тиража называется появление новой, ранее недоступной литературы. До начала перестройки литературно-художественные журналы являлись практически единственным каналом ознакомления с основными новинками литературы, а сейчас ситуация изменилась, читателю есть из чего выбирать, поэтому интерес к журналам падает. Другая причина сокращения тиража - возросшая стоимость на эти журналы. Возросла стоимость и по подписке. На сегодняшний день она составляет 20 рублей. В связи с падением жизненного уровня населения, немногие могут позволить себе выписать журналы. По моим личным наблюдениям, с содержаниями многих литературно-художественных журналов можно бесплатно познакомиться в Интернете. На мой взгляд это тоже не способствует возрастанию тиража. И все же журналы продолжают существовать и вэтом большая заслуга фонда Сороса. Он поддерживает бесплатный фонд библиотек, закупая часть тиража.
Что касается издательств, на рынке художественной литературы участвуют следующие издательства: РМЖ "Панорама", "Олма-пресс", "Центрополиграф", "Совершенно секретно", УТД "Посылторг", "Воениздат", "Феникс", "Эксмо", "Дрофа", "Вече", "Армада", "Голос", "Современник", "АСТ-пресс", "Самарский дом печати", "Русская книга", АО "ВИС", "Спикс", "Крон-пресс", "Терра", "Вече", "Голос", "Художественная литература", "Ладомир" и др.
Из них Российская книжная палата выделила лидеров, а также определила их участие в выпуске художественной литературы.
По сведению РКП доля, художественной литературы у издательств-лидеров в 1994 году составляла 75.5%, но несколько сократилась по сравнению с 1993 годом (на 4.4%) (17,6).
Только художественную литературу издавала РМЖ "Панорама". Преобладали такие книги в продукции издательства "Олма-пресс" (87 названий из 88), "Центрополиграф" (46 из 48), "Совершенно секретно" (43 из 44), УТД "Посылторг" (39 из 41).
Среди издателей художественной литературы несколько возросла доля книг отечественных авторов с 30% до 32.3%, а зарубежных, соответственно, немного упала - с 70% до 67.7%. Доля книг отечественных авторов, отмечает газета "Книжный бизнес", в действительности еще больше, т.к. национальные авторы учитываются статистикой как переводные.
Отечественных авторов издавали преимущественно "Воениздат" и "Феникс" (только отечественных), "Эксмо", "Дрофа", "Вече", "Армада", "Голос", "Современник", УТД "Посылторг", "АСТ-пресс", "Самарский дом печати", "Русская книга", АО "ВИС", и "Спикс". Зарубежным отдавали предпочтение РМЖ "Панорама", "Крон-пресс", "Совершенно секретно", "Авангард", "Центр 2000" (названные издательства выпускали художественную литературу только зарубежных авторов - и здесь вновь видно издателей любовных романов, которых отечественные авторы почти не пишут), "Олма-пресс", "Центрополиграф", "КУБК".
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|