Содержание

Тематический и видовой состав.

Серия "Женщина-миф" стартовала с "Непостижимой Шанели". Затем появилась "Екатерина Великая" Карали Эриксон.

Но в основном в "Женщине-миф" преобладают взвезды зарубежного театра и кино. Это "Грета Гарбо и ее возлюбленные" Хьюго Виккерса, автобиография знаменитой "маркизы ангелов" Мишель Мерсье, книга Фредерики Блэйер о возлюбленной С. Есенина великой американской танцовщице Айседоре Дункан. Самая сенсационная в этом ряду - "Богиня. Тайны жизни и смерти Мэрилин Монро" Э.Саммерс, где история секс- символа Америки исследуется на строго документальной основе. Особый интерес издателей привлекла фигура Бриджит Бардо. "Вагриус" в "Моем 20 веке" выпустил ее автобиографию, которая уже успела стать мировым бестселлером. "Русич" в "Женщине-миф" порадовал читателей книгой Джеффри Робинсона "Бриджит Бардо: две жизни". Такое же дублирование получилось с изданиями о Марлен Дитрих. "Вагриус" выпустил ее воспоминания, а "Русич" - биографию.

Из русских актрис в серии представлены пока только Зоя и Виктория Федоровы, чьи драматические судьбы отразились в документальном романе Гэскела Фрэнкла "Дочь адмирала" и мемуары Нонны Мордюковой "Не плачь, казачка!".

В "Вагриусе" среди мемуаров людей искусства преобладают российские имена. Евгений Весник и Михаил Козаков, Ирина Архипова и Лидия Смирнова, Эльдар Рязанов и Микаэл Таривердиев. Все они с разных сторон освещают эпоху преимущественно 60 - 70-х годов, то общественно-политическое и культурное явление, которое было названо "шестидесятничеством". Отрадно, отмечает Борис Соколов, что русские "звезды" начинают сегодня больше интересовать наших читателей, чем зарубежные.

Хужее пока представлены биографии и мемуары современных рок-эвезд. Очевидно - это одно из будущих направлений развития новых мемуарных и биографических серий, т.к. книги такого рода, без сомнения, популярны среди молодежи.(41,77)

Большую популярность в начале 90-х годов приобрел жанр любовных романов. На сегодняшний день, как утверждают специалисты рынок любовных романов является одним из самых прибыльных и динамично развивающихся книжных рынков России.

Основные количественные показатели состояния рынка любовных романов (Прил, табл.6) позволяют судить, что 1993 год был годом особенно бурного роста рынка. По сравнению с 1992 годом число изданий выросло почти в 6 раз (в 5.1 раза в обложке и в 6.7 раза в переплете), а их общий тираж в 5.5 раза (в 4.4 раза в обложке и в 5.5 раза в переплете).

В 1994 году темпы роста несколько замедлились, но остались по-прежнему высокими: число изданий выросло на 56.5%, а их общий тираж на 6.9%. Специалисты отмечают падение тиражей изданий в переплете. В 1994 году число названий в переплете увеличилось на 45.4%, но их общий тираж сократился на 13.2%. В то же время увеличилось число изданий в обложке (на 66.7%, а их общий тираж на 30.5%)

В 1995 году, по данным еженедельника "Книжный бизнес", любовных романов в переплете издавалось почти столько же, сколько детективов (до 25%), а в мягкой обложке - больше всех других жанров (до 33%) (43,19).

При этом стоит отметить, что любовные романы, выпускаемые в России, практически все - переводные. По словам М.Морозовского, это неудивительно, поскольку в отечественной литературе жанр любовных романов долгое время не развивался из-за идеологических ограничений (29, 58).

Российский книжный рынок, свидетельствуют специалисты книжного дела, находится в состоянии, близком к совершенной конкуренции: никто из издателей в одиночку не может существенно повлиять на уровень цен. На рынке любовных романов в обложке конкуренция особенно острая. Рынок делят РМЖ "Панорама", "Радуга", "Центр 2000 ", "Авангард" (все - Москва). К лидерам приближаются смоленский "Русич" и московский "АМЕХ". На схеме 7(Прил.) приведены доли издательств, рассчитанных по количеству выпущенных в 1993 и 1994 гг. экземпляров.

В выпуске любовных романов в обложке РМЖ "Панорама" пока опережает конкурентов, но последние быстро догоняют лидера.

Лидер "переплетного рынка" - "Олма-пресс" пока вне досягаемости, а вот за остальной рынок идет упорная борьба между несколькими издательствами.

Издательская линия на выпуск популярных жанров в серийном исполнении ощутимо просматриваясь в 1991 году, была продолжена на протяжении 90-х годов. В начале 90-х годов серийные издания не отвечали общепринятым для книжного дела требованиям. Они были объединены лишь общностью тематики, но не было единства структуры издания, единого оформления от тома к тому. Выпуски не нумеровались и, часто, исчезали вовсе после выхода 1-2 названий. Сейчас положение изменилось кардинально. В справочнике книжных серий по состоянию на 1 января 1998 года я подсчитала почти 1900 названий серий (Справочник книжных серий // Книжный бизнес.-1998.-№1.-С.53-59).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8