Уровень дохода после уплаты налогов является основным фактором, определяющим величину потребления и сбережений в домохозяйствах, точно также, как цена является основным фактором, определяющим спрос на отдельный продукт. Вспомним, что изменение других факторов, кроме цены, таких, как вкусы потребителей, доходы и т.д. приводят к смещению кривой спроса на данный продукт. Аналогичным образом, помимо дохода существуют и другие факторы, которые побуждают домохозяйства потреблять меньше или больше при каждом возможном уровне. При этом положение графиков потребления и сбережений изменяется. Рассмотрим, как эти факторы воздействуют на взаимозависимость между потреблением и доходом после уплаты налогов, а также между сбережениями и доходом после уплаты налогов.
Богатство. Вообще говоря, чем больше накопленного богатства домохозяйства, тем больше величина потребления и меньше величина сбережений при любом уровне текущего дохода. Под богатством мы подразумеваем как недвижимое имущество (дом, автомобили и другие предметы длительного пользования), так и финансовые средства (наличные деньги, сбережения на счетах, акции, облигации, страховые полисы, пенсии), которыми обладает домохозяйство. Домохозяйства сберегают, воздерживаясь от потребления, чтобы накапливать богатство. При прочих равных условиях, чем больше богатства накопили домохозяйства, тем слабее у них будет стимул для сбережений, чтобы накапливать дополнительное богатство. Говоря иначе, увеличение богатства смещает график сбережений вниз, а график потребления вверх.
Пример: в результате разыгравшейся в 1929 г. драмы – кризиса на фондовой бирже – финансовое благосостояние многих семей было значительно подорвано всего за одну ночь. Это, несомненно, явилось фактором снижения уровня потребления в кризисные 30-е годы. В основном же, однако, величина богатства домохозяйств изменяется из года в год незначительно и потому обычно не вызывает серьёзных сдвигов в графиках потребления и сбережений.
Уровень цен. Возрастание уровня цен ведёт к смещению графика потребления вниз, а снижение уровня цен – к смещению вверх. Этот вывод имеет прямое отношение к нашему анализу богатства как фактора потребления, поскольку изменения уровня цен изменяют реальную стоимость, или покупательную способность, некоторых видов богатства. Точнее говоря, реальная стоимость финансовых средств, номинальная стоимость которых выражается в деньгах, будет обратно пропорциональна изменениям уровня цен. Это и есть эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков. Пример: предположим, у вас есть государственная облигация на 10 тыс. дол. Если уровень цен повышается, скажем, на 10 %, то реальная стоимость ваших финансовых средств снизится приблизительно на 10 %. Поскольку ваше реальное финансовое богатство уменьшилось, вы менее склонны к потреблению текущего дохода. Наоборот, снижение уровня цен увеличит ваше реальное финансовое богатство и будет побуждать вас потреблять большую часть вашего текущего дохода.
Отсюда следует заслуживающий внимания вывод: где бы на рис. 4 мы не проводили кривые уровня потребления или сбережения, мы считаем, что уровень цен постоянный. Это означает, что по оси ординат на данном графике откладывается реальный, а не номинальный доход после уплаты налогов.
Ожидания.
Ожидания домохозяйства, связанные с будущими ценами, денежными доходами и наличием товаров, могут оказать существенное воздействие на текущие расходы и сбережения. Ожидание повышения цен и дефицита товаров ведут к повышению текущих расходов и снижению сбережений. То есть к смещению графика потребления вверх, а графика сбережений вниз. Почему? Потому что для потребителей естественно стремление избегать уплаты более высоких цен или жить по принципу "обойдусь без этого". Ожидаемая инфляция и ожидаемые дефициты побуждают людей "покупать впрок" во избежание более высоких будущих цен и пустых полок. Ожидание прироста денежных доходов в будущем, в свою очередь, ведёт к тому, что потребители поступают более вольно со своими текущими расходами. Наоборот, ожидаемое падение цен, предчувствие снижения доходов, ощущения того, что товары будут в изобилии, может побудить потребителей сокращать потребление и увеличивать сбережения.
|