Содержание

Методологические позиции

В сфере анализа таких категорий, как стоимость, капитал, при­быль, рента и др., Кейнс в основном разделял взгляды кембриджской школы, полагая, что глава школы А. Маршалл о стоимости сказал все и после него ничего нельзя прибавить к этому вопросу. Теория цен и доходов Маршалла относилась к микроэкономике, т. е. формулировала закономерности поведения индивидуального экономического субъекта, будь то отдельный потребитель или предпринимательская фирма. Хо­тя некоторые сторонники неоклассического направления изучали инду­стриальные циклы и даже ссылались при этом на «непостоянство уров­ня занятости», все же они больше тяготели к анализу частичного рав­новесия, связанного с выпуском товаров на отдельных рынках.

Кейнс, как уже говорилось, не отвергал микроанализ Маршалла, но считал, что в сложившихся условиях его возможности ограничены. В период резкого обострения общехозяйственного кризиса, усиления потребности в государственном регулировании Кейнс стремился к тео­ретическому объяснению капиталистической экономики в целом.

Особенностью метода Кейнса является акцент на макроэкономиче­ских (совокупных, агрегированных) показателях — потоках инвести­ций, доходов, на накоплении и сбережении, на потреблении и произ­водстве в масштабах всего общества. В силу этого Кейнса считают одним из основоположников западного макроанализа.

Возможно, что самой большой заслугой Кейнса стало создание нового языка экономической теории. Этот язык имеет дело с неболь­шим числом мало изменяющихся в короткий период времени агреги­рованных величин, что позволило свести всю экономику к функцио­нированию четырех взаимосвязанных рынков: рынка товаров и ус­луг, рынка труда, денежного рынка и рынка ценных бумаг. С учетом достижений маржиналистов возник двухэтажный мир микро- и ма­кроэкономической теории, в котором математическое меделирование стало возможным не только на микроуровне (Вальрас), но также и на макроуровне.

Продолжая идеи Викселля, Кейнс считает ключевым роль предположений в экономическом поведении. «Когда ждут повыше­ния цен и хозяйственная жизнь сообразуется с этим, то этого вполне достаточно, чтобы вызвать на некоторое время повышение цен, а когда ожидание оправдывается, повышение еще более усиливается. То же наблюдается и при ожидании падения цен. Относительно сла­бый предварительный толчок в состоянии вызвать значительное по­нижение».

Прагматизм Кейнса сказывается, когда при объяснении экономических феноменов он ссылается на психологию публики. Присущие ему категории ожидания (ожидаемая прибыль, рентабельность, ожидаемые изменения цен, издержек, реальной по­купательной силы денег и т. д.) несут в себе не только субъективное, но и объективное содержание. Они во многом используются как ка­тегории прогнозирования, как результат экстраполяции на будущее не­посредственно наблюдаемых экономических процессов. Без такого про­гнозирования немыслима какая-либо предпринимательская деятельность вообще, государственное регулирование в особенности.