Весьма существенным является вопрос о соотношении индивидуальной и социальной этики. Именно здесь яснее всего выявляется та специфика новой этики бесклассового общества, которая выдвигает автора "Утопии" в ряды передовых мыслителей. В отличие от философов античности и средневековья он исследует и решает этические проблемы на стыке философии, политики и социологии
Оригинальность Мора как мыслителя эпохи Возрождения - в том, что он ищет путь к совершенной этике в радикальном переустройстве общества на началах социальной справедливости, равенства и братства. При этом Мор не ограничивается порицанием человеческих пороков и провозглашением принципов этики, которыми должен руководствоваться некий абстрактный индивидуум, но выводит универсальный принцип совершенной этики индивидуума из коллективной этики бесклассового общества, где моральным провозглашается то, что отвечает интересам большинства.
Все, что противоречит благу большинства, объявляется аморальным. Автор "Утопии" не мыслит другого пути к решению морально-этических проблем, нежели через уничтожение частной собственности и переустройства всего общества на коммунистических началах. Именно это подразумевается Мором, когда он говорит об упразднении власти золота и отмене денег. Уничтожив собственность и деньги, утопийцы добились коренного решения ряда этических проблем, над которыми тщетно бились поколения мыслителей античности и средневековья. Исчезли многие социальные пороки и конфликты: "обманы, кражи, грабежи, раздоры, возмущения, тяжбы, распри, убийства, предательства, отравления".
Отравления на пути к справедливому устройству общества существует еще и такое препятствие, как гордыня, которую христианская мораль издавна провозгласила источником всех пороков и грехов.
Осуждая гордыню и противопоставляя ей кротость и смирение, официальная христианская мораль не только не осуждала социального неравенства в классовом обществе, но, напротив, всегда освещала и санкционировала его своим авторитетом. Именно этим целям и призвана была во все времена служить христианская мораль, взывавшая к смирению и покорности. Разве в этом пафос социальной этики "Утопии"? Как раз наоборот! Порицая классовую мораль феодального общества, паразитизм
господствующих классов, пренебрежение интересами лучшей части общества - интересами большинства, Мор был весьма далек от того, чтобы объяснить существование пороков одной лишь гордыней. Отличие идей Мора от традиционной христианской социологии состоит в том, что корни пороков автор "Утопии" ищет не столько в гордыне, сколько в несправедливом общественном устройстве - в господстве частной собственности.
Всей своей книгой Мор утверждает ту истину, что переустройству подлежит, прежде всего, порочная общественная система, поскольку источником нравственной испорченности людей (в том числе и самой гордыне, осуждаемой христианской моралью) является неравенство, вытекающее из частной собственности, без упразднения которой невозможна и справедливая социальная этика, достойная человека. Лишь государство, где уничтожена
частная собственность, следует признать не только наилучшим, но и "единственным, какая по праву может притязать называться государством".
Между тем в классовом обществе нормой индивидуального поведения становится борьба за существование - эгоистическое преследование личных выгод и лицемерная мораль: "если даже и говорят повсюду о благополучии общества, то заботятся о своем собственном". Преодолевая эту антитезу этики путем упразднения частной собственности, автор "Утопии" формулирует принципы новой этики, опирающиеся на прочное основание - общественную собственность на средства производства, обязательный труд всех граждан и распределение всех жизненных благ по потребностям.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|