Наиболее вероятная дата начала становления человека и человеческого общества это приблизительно 2,5 млн. лет назад, которое завершается возникновением человека современного типа примерно 100 тыс. лет назад.
За это время на Земле последовательно сменяли друг друга древнейшие пралюди: питекантропы, синантропы, неандертальцы, пока, наконец, не появился «человек разумный». Произошло это в Северной Африке или Передней Азии. Кроманьонцы (так принято называть первых людей современного типа по месту первой находки их останков в гроте Кро-Маньон во Франции) стали первыми существами, обладающими не просто звуковой, а уже членораздельной речью, которая сильно повлияла на их повседневный быт, позволяя добиться лучшей организации труда и взаимопонимания. Крупнейшим открытием кроманьонцев, которое окончательно выделило человека из животного мира, стало искусственное добывание огня. Вскоре сложился первобытнообщинный строй: люди стали жить родовыми общинами, собственность которых была коллективной. Люди охотились, занимались собирательством, рыбной ловлей, и делились добычей с всей общиной. Но время от времени они получали избыточный продукт. Постепенно складывалось трудовое распределение — при дележе добычи учитывались не только особенности пола и возраста, но и личное участие каждого в процессе труда.
Регулярное получение прибавочного продукта привело к возникновению обмена. Обмен возник на границах общин — соседские коллективы обменивались тем, что им давала природа: ценные породы дерева, камни, шкуры, редкие раковины и пр. Дарами, обменивались как целые общины, так и отдельные люди; это явление получило название дарообмена. Одной из его разновидностей был «немой обмен»: члены одной общины оставляли свои дары в условленном месте и уходили, тогда приходили жители другой общины, осматривали ценности, и в том случае, если бывали удовлетворены, забирали их с собой. Если же дары их не устраивали, они оставляли их нетронутыми, и первая община вынуждена была добавлять новые подарки. Потом роли общин менялись. Дарообмен способствовал укреплению связей между ближайшими общинами — его можно рассматривать как первую в истории человечества форму внешнеэкономического сотрудничества.
Шло время. На границах племен с разной хозяйственной ориентацией, а впоследствии и внутри племени, обмен развивался все интенсивнее. Это экономическое явление было важнейшим следствием специализации хозяйственных занятий и прогресса в эволюции производительных сил. Кочевые — пастушечьи и оседлые — земледельческие племена обменивались своим товаром — живым скотом, мясом, шкурами, зерном, фруктами. С течением времени обмен становился все более интенсивным и явился базой для развития товарного обращения.
Важнейшей особенностью развития хозяйства в этот период было появление так называемой престижной экономики — неолитический вариант дарообмена. Как и раньше, дарообмен существовал как внутри, так и между различными общинами. В качестве даров выступали самые разнообразные предметы — от скота до бесполезных в хозяйстве птичьих перьев. Независимо от того, что именно дарил человек, он приобретал общественный престиж. Экономический результат дарообмена был противоречив: с одной стороны, он способствовал развитию производства, так как для даров специально выращивались определенные растения, разводился скот, с другой стороны, процедура дарообмена сопровождалась обильными пирами, когда слишком много съедалось и выпивалось понапрасну. Непроизводительные траты тормозили развитие общества. Характерно, что постепенно усиливалось стремление дать больше, чем получить взамен: даритель приобретал определенную власть над берущим материальные ценности. Таким образом, престижная экономика способствовала социальному расслоению и сыграла крупную роль в углублении неравенства в обществе и формировании институтов власти.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|