Здесь же возникают и первые отношения буржуазного равенства – равная прибыль на равный капитал. Правда только в отношении тех кто вкладывал капитал в организацию торговой компании.
Только деньги в их золотой или серебрянной телесности извлекаемые из обращения представлялись единственным источником богатства. Отсюда чем больше денег в стране тем богаче страна, сильнее власть. Возникает первая осознанная государством экономическая политика, названная меркантилизмом. Ее целью было привлечение и сохранение в стране как можно большего количества денег. Для чего следует необходимость содействия экспортной торговле, побольше продавать и поменьше покупать, т.е. импортировать. Иностранным купцам даже запрещалось вывозить деньги, вырученные от продажи товаров из страны, а расходовать их на месте.
Постепенно политика примитивного меркантилизма, сменилась более осмысленной. Для увеличения поступления денег возникла необходимость развивать производство в тех отраслях, которые работали на экспорт. Государственная политика стала направленной на развитие промышленного производства. Возникают новые мануфактуры, предвестники предприятий капиталистического производства.
Новый этап в развитии меркантилизма потребовал более углубленных экономических взглядов. Развитие промышленности стало несовместимо с господством государственных привилегий, ограничений и запретов. Возникла необходимость экономической свободы, свободы предпринимательства и свободы продажи рабочей силы, а для этого свободы человеческой личности. Провозглашается идея свободы, как естественного права, сформулированная лучшими представителями философской мысли, выводившими свою теорию из самой природы человека, из его естественных природных прав, ставшими впоследствии знаменем буржуазных революций – “свобода, равенство и братство”.
Кроме того новой особенностью меркантилистских взглядов, отражающих потребности экономического развития, связанных с идеей активного торгового баланса, стала политика структурных изменений в экспортной торговле, дающая возможность большего поступления денег.
В Англии, в частности, запрещался вывоз шерсти, но поощрялся вывоз готовой продукции. Вместе с тем ограничивался ввоз импортных готовых изделий облагаемых высокими пошлинами, что усиливало конкурентоспособность британской промышленности и содействовало росту мануфактур. Под государственным покровительством строился мощный торговый флот, чем закладывалось мировое господство Великобритании.
Все эти экономические сдвиги в политике не происходили стихийно, а были обусловлены целым потоком дискуссий, которые велись в стране, особенно в специально организованной комиссии по торговле при короле Якове I и кабинете министров еще в 20 гг. XVII века. Наибольшим влиянием в разработке экономической политики пользовались взгляды известного купца, одного из директоров недавно организованной Ост-Индской компании Томаса Мана (1571-1641).
Его идеи, которые как бы соединили даже, скорей противопоставили, поздний меркантилизм и классическую школу. Они отразились в книге с длинным, но ярким названием: “Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства”, изданной в 1664 году, после смутных лет революции и гражданской войны.
Вопреки укоренившимся представлениям классической школы, считавшим меркантилизм глубоко ошибочной системой взглядов, чем то вроде предрассудка, следует признать, что меркантилизм не только отражал интересы буржуазии эпохи господства торгового капитала, но дает пищу для размышлений и в современном мире, особенно для стран с экономикой, разрушенной многолетним господством тоталитарного режима и его наследниками.
Прежде всего он поставил серьезную проблему взаимоотношения государства и экономики, вопросы экономической политики, требуя активного воздействия власти на хозяйственную жизнь страны. Именно это и привлекало в меркантилизме Дж. М. Кейнса.[1]
Другое дело каким именно должно быть это воздействие, на что оно должно быть направлено. В известном смысле меркантилизм подготовил почву для развития капитализма и соответственно возникновения классической школы, в том числе и путем его критики.
В нашей стране и других близких по своему уровню и историческим судьбам странах, отброшенных на столетия назад, проблема государственного влияния на экономику должна сводиться не к возврату плановой системы, носившей по сути фиктивный характер, а к удалению всех феодальных государственных преград, мешающих осуществлению свободных рыночных связей и к созданию благоприятных условий для инвестиций в важнейшие сферы национальной экономики, методами косвенного воздействия, через кредитную и финансовую системы, к созданию всех рыночных институтов (бирж, банков, посреднических организаций, страховых компаний и т.д.), без которых рыночная система благоприятно развиваться не может.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|