Рост городов и ремесленного производства в Западной Европе в XI-XV вв. стимулировал развитие внутренней и внешней торговли. По стоимости продаваемой продукции, престижу в обществе более заметную роль играла дальняя транзитная торговля. Можно выделить два ее наиболее значительных региона:
1) Средиземное море, Испания, Южная и Центральная Франция, Италия торговали между собой, а также с Византией, Черноморьем, странами Востока. С XII-XIII вв. первенство в этой торговле занимали купцы Генуи, Венеции, Барселоны, Марселя. Так, Генуя в XV в. заняла первое место в Европе по количеству судов, за ней следовали Венеция и Флоренция;
2) Балтийское и Северное моря. В торговле участвовали северо-западные земли Руси, Полоцкого княжества, Великого княжества Литовского, Польши, Восточная Балтика, Северная Германия, Скандинавские страны, Фландрия, Брабант, Северные Нидерланды, Северная Франция и Англия. Если в Средиземноморском регионе главными объектами торговли были предметы роскоши, пряности, отчасти зерно, ткани, золото, серебро, оружие, то в северном торговали товарами более широкого потребления: рыбой, солью, мехами, шерстью, сукном, льном, пенькой, воском, смолой, лесом, с XV в. — хлебом. Оба потока межрегиональной торговли связывались между собой по торговому пути, шедшему через альпийские перевалы, по Рейну, а также вдоль Атлантического побережья Европы.
Большую роль в международной торговле играли ярмарки, появившиеся уже в XI-XII вв. в Англии, Германии, Италии, Франции. Наибольшее значение в XII-XIII вв. приобрели шесть ярмарок Шампани и Бри. Они длились по два месяца каждая, заполняя весь годовой цикл, образуя „постоянный рынок”, не имевший тогда соперников. Сюда съезжались купцы из многих стран Европы: из Италии они везли дорогие восточные товары, из Фландрии – сукно, из Германии – меха, льняные, металлические изделия. В XIV-XV вв. ярмарки в Шампани потеряли свое значение, а главным центром европейской ярмарочной торговли стал Брюгге (Фландрия).
Внутренняя торговля в связи с натуральным характером феодальной экономики играла сравнительно небольшую роль. Как правило, города формировали местный рынок, где осуществлялся обмен с сельской округой. Основную массу товаров здесь продавали либо те, кто их производил, либо сеньоры, сбывавшие на рынке излишки натурального оброка или продукцию своего домена. Имели хождение главным образом предметы повседневного спроса.
Профессиональные торговцы в основном были близки к ремесленной среде – это мелкие лавочники и разносчики. Элиту составляли богатые торговцы – купцы, занятые в транзитной торговле и оптовых сделках. Купеческая среда была объединена родственными и корпоративными связями. Формы объединения были различны. Распространились объединения купцов одного города – гильдии, куда входили лица со сходными профессиональными интересами, например торгующие одинаковыми товарами. Поэтому в больших городах было по нескольку гильдий. Они обеспечивали своим семьям монопольные условия в торговле и правовую защиту. Обычными стали „торговые дома” – семейные купеческие компании. Новой формой объединений стали морские охраняемые караваны, их называли конвои. Широко распространились паевые купеческие товарищества (складничество, компаньонаж и др.).
Иногда в ассоциацию вступали купцы нескольких городов. Особую известность получила Ганза – торгово-политический союз купечества североевропейских городов. Ганза возникла в середине XIII в. (название употребляется с 1358 г.) как антипиратский союз купечества 60 городов Северной Германии во главе с Любеком. К началу XV в. Ганза насчитывала уже до 170 немецких и западнославянских городов, имела несколько филиалов. Ведущей была Вендская Ганза во главе с Любеком, позднее Гамбургом, до XVI в. она доминировала в североевропейской торговле. Известна также Парижская Ганза.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|