Содержание

Развитие товарно-денежных отношений и зарождение капиталистического производства.

Рост городов и ремес­ленного производства в Западной Европе в XI-XV вв. сти­мулировал развитие внутренней и внешней торговли. По стоимости продаваемой продукции, престижу в обществе более заметную роль играла дальняя транзитная торговля. Можно выделить два ее наиболее значительных региона:

1) Средиземное море, Испания, Южная и Централь­ная Франция, Италия торговали между собой, а также с Византией, Черноморьем, странами Востока. С XII-XIII вв. первенство в этой торговле занимали купцы Генуи, Ве­неции, Барселоны, Марселя. Так, Генуя в XV в. заняла первое место в Европе по количеству судов, за ней следо­вали Венеция и Флоренция;

2) Балтийское и Северное моря. В торговле участвовали северо-западные земли Руси, Полоцкого княжества, Вели­кого княжества Литовского, Польши, Восточная Балтика, Северная Германия, Скандинавские страны, Фландрия, Брабант, Северные Нидерланды, Северная Франция и Ан­глия. Если в Средиземноморском регионе главными объек­тами торговли были предметы роскоши, пряности, отчасти зерно, ткани, золото, серебро, оружие, то в северном торго­вали товарами более широкого потребления: рыбой, солью, мехами, шерстью, сукном, льном, пенькой, воском, смолой, лесом, с XV в. — хлебом. Оба потока межрегиональной тор­говли связывались между собой по торговому пути, шедше­му через альпийские перевалы, по Рейну, а также вдоль Ат­лантического побережья Европы.

Большую роль в международной торговле играли яр­марки, появившиеся уже в XI-XII вв. в Англии, Герма­нии, Италии, Франции. Наибольшее значение в XII-XIII вв. приобрели шесть ярмарок Шампани и Бри. Они дли­лись по два месяца каждая, заполняя весь годовой цикл, образуя „постоянный рынок”, не имевший тогда соперни­ков. Сюда съезжались купцы из многих стран Европы: из Италии они везли дорогие восточные товары, из Фландрии – сукно, из Германии – меха, льняные, металличес­кие изделия. В XIV-XV вв. ярмарки в Шампани потеря­ли свое значение, а главным центром европейской ярма­рочной торговли стал Брюгге (Фландрия).

Внутренняя торговля в связи с натуральным характером феодальной экономики играла сравнительно небольшую роль. Как правило, города формировали местный рынок, где осуществлялся обмен с сельской округой. Основную массу товаров здесь продавали либо те, кто их производил, либо сеньоры, сбывавшие на рынке излишки натурального оброка или продукцию своего домена. Имели хождение главным образом предметы повседневного спроса.

Профессиональные торговцы в основном были близки к ремесленной среде – это мелкие лавочники и разносчи­ки. Элиту составляли богатые торговцы – купцы, заня­тые в транзитной торговле и оптовых сделках. Купеческая среда была объединена родственными и корпоративными связями. Формы объединения были различны. Распрос­транились объединения купцов одного города – гильдии, куда входили лица со сходными профессиональными ин­тересами, например торгующие одинаковыми товарами. Поэтому в больших городах было по нескольку гильдий. Они обеспечивали своим семьям монопольные условия в торговле и правовую защиту. Обычными стали „торговые дома” – семейные купеческие компании. Новой формой объединений стали морские охраняемые караваны, их на­зывали конвои. Широко распространились паевые купе­ческие товарищества (складничество, компаньонаж и др.).

Иногда в ассоциацию вступали купцы нескольких го­родов. Особую известность получила Ганза – торгово-политический союз купечества североевропейских городов. Ганза возникла в середине XIII в. (название употребляет­ся с 1358 г.) как антипиратский союз купечества 60 городов Северной Германии во главе с Любеком. К началу XV в. Ганза насчитывала уже до 170 немецких и западнославян­ских городов, имела несколько филиалов. Ведущей была Вендская Ганза во главе с Любеком, позднее Гамбургом, до XVI в. она доминировала в североевропейской торгов­ле. Известна также Парижская Ганза.

Перейти на страницу: 1 2 3 4