Содержание

Соответствие новой морали потребностям коммерции.

Комплекс деятельного и многообещающего аппарата торгового капитализма нуждался в новом нравственном миропонимании, которое бы облегчило, поощрило и узаконило растущий мир рыночных отношений. Источника нравственных правил, воплощенных в таких терминах, как «пунктуальность», «честное дело», «трудолюбие», «верность», «выполнение обязательств», не приходилось ожидать от унаследованных от средневековья правил поведения. В основе последних лежала готовность подчиняться установленным обычаям, что не подходило для коммерческой эпохи, когда на место обычая встал индивидуальный выбор.

В XVI веке в Европе произошло знаменательное событие известное как протестантская реформация, которая и предложила новую систему взглядов, соответствующую нуждам торгового капитализма. Связь между возникновением этого направления христианской религии и развитием капитализма долгое время была предметом жарких дебатов. Макс Вебер в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» тщательно подчёркивал то, что протестантизм в значительной мере способствовал успешности этого процесса. Прежде всего, автор имел ввиду кальвинистскую ветвь, в основе которой лежала идея Кальвина об «избранных», спасение которых предопределено, а узнать о своём спасении человек может, посмотрев на успешность своих дел, которая, естественно, не может появиться без трудолюбивого и смиренного участия его самого человека. Отрицая возможность церковной иерархии даровать спасение, Кальвин доказывал, что нет никаких оснований, в том числе и моральных, которые возвышали бы священника над мирянами. Даже сама доктрина предопределения противоречила учению о даровании спасения церковью.

Эта идея развивается и в кальвинистском учении о том, что служение Богу должно быть делом всей христианской общины, а не только церковников. Учение предполагало, что допустимо стремиться к богатству с помощью прилежания, надёжности и усердия, таким образом, сообщая труду ремесленника и торговца те же самые ценность и достоинство религиозного служения, что и труду монарха или священника. Вебер в своей работе противопоставлял такой «светский аскетизм» «аскетическому отказу от мира» католических священников, которые не считали, что повседневный труд не менее свят, чем любая другая форма служения Богу. Протестантизм направлял энергию людей в деловую жизнь и при этом с презрением отбрасывал фривольные радости материального мира.

Но надо отметить, что Вебера интересовали не столько символическое содержание протестантизма и не его учение, а те виды социального поведения, развитию которых благоприятствовала эта религия. В долгосрочной перспективе результатом реформации стало всё большее отдаление религии от сферы бизнеса, так как протестантизм санкционировал высокую степень ответственности индивидуума в области морали и уменьшил влияние священнослужителей. Церкви всё больше приходилось смиряться с тем, что для неё хорошо всё то, что хорошо для мира коммерции.

Как ещё одно следствие реформации, особенно ярко проявившееся в Англии, следует упомянуть частичную конфискацию церковной собственности и сокращение расходов на церковь, что, подобно сокращению военных расходов, благоприятно действовало на промышленников.

В заключение можно добавить, что в той мере, в которой протестантизм был адекватнее, чем католицизм, в отношении подходящих систем моральных и этических норм, он способствовал росту капитализма.