В средние века все деловые предприятия были семейным бизнесом, который управлялся и финансировался самой семьёй. Долгосрочные инвестиции в морскую торговлю и судостроение, непосильные для семьи, осуществлялись государством. Расширение неправительственной торговли и инвестиций после XVI века было бы просто невозможно без создания новой экономической формы организации, так как новые потребности торговли превосходили возможности семейных фирм и случайных партнёрств. Эта новая хозяйственная единица – предприятие – должна была представлять собой, по утверждению Зомбарта, «непрерывное дело, длящееся дольше, чем жизнь участвующих в нём индивидов». Нужна была иная база для взаимного доверия, потому что прежняя феодальная система и церковь, при всей своей торжественности клятв, не была способна выработать необходимую атмосферу надёжности и верности.
Первые примеры несемейных фирм были основаны на предприятиях, созданных компаньонами, которые разделяли опасности на войне и в морских путешествиях и научились доверять друг другу. Неслучайно в XVI и XVII столетиях английские и датские торговцы в подавляющем большинстве были из бывших воинов и моряков. В дальнейшем, источниками такого рода связей служили гильдии купцов – небольшие сплочённые группы людей. Их личный статус внутри группы зависел от верности своим обязательствам и готовности их поддерживать. Именно торговцы положили начало созданию системы нравственных норм, пригодной для жизни в высокоорганизованном предприятии.
В ранних корпорациях речь шла не только о доверии к близким деловым сотрудникам, но и о готовности посторонних инвесторов положиться на честность и умение менеджеров и директоров корпораций. Такая расширенная форма доверия предполагает общее чувство деловой этики, источниками которого служили не только союзы торговцев, но и, как в Англии и Голландии, солидарность с сопутствовавшим ей общим нравственным порывом, усиленная движением Реформации. Подробнее это будет рассмотрено позже в пункте 8.
|