25. Капитал" Карла Маркса,
Эта книга появилась в то время, когда проблема социального неравенства стояла как никогда
остро.
Первый том «Капитала» вышел в свет в мае 1867, благодаря значительной финансовой поддержке своего друга Ф.Энгельса. Маркс не успел завершить и подготовить к публикации второй и третий тома; они были опубликованы уже после его смерти под редакцией Энгельса (в 1885 и 1894). В состав «Капитала» в качестве четвертого тома включают также рукописи «Теории прибавочной стоимости» (1861-63), посвященные критике буржуазной политэкономии. В качестве подготовительных ступеней к «Капиталу» можно рассматривать «Экономическо-философские рукописи 1844», «Экономические рукописи 1857-58 гг.», «Критику политической экономии» (1859) и «Экономические рукописи 1861-1863 гг.». Капитал» Маркса обладает четкой и строгой структурой, которая в усложненной и обогащенной форме воспроизводит гегелевскую логику. Первые три тома труда представляют собой объективную логику предмета (капитал как таковой), четвертый — субъективную логику (отражение капитала в обыденном и научном мышлении).
Первый том
«Капитала» состоит из семи отделов и двадцати пяти глав. Предмет исследования первого тома - процесс накопления капитала.Первый отдел посвящен анализу товара и его свойств. Во втором отделе дан анализ условиям превращения денег в капитал. В нем К. Маркс вводит понятие такого товара, как рабочая сила. Далее автор подводит читателя к понятию прибавочной стоимости, доказывая, что обмен рабочей силы на капитал происходит путем обмена эквивалентов. Рабочий создает стоимость большую, чем стоимость рабочей силы. Отделы с третьего по пятый посвящены теории прибавочной стоимости.
Здесь автор вскрывает причины столкновения интересов буржуазии и пролетариата. Нужно отметить, что в этих отделах К. Маркс дает свое определение капитала как классовой теории. В шестом отделе отражены взгляды автора на заработную плату
как на превращенную форму стоимости и цены рабочей силы. Седьмой отдел посвящен раскрытию процесса накопления капитала. Кульминацией этого отдела является формирование автором всеобщего закона капиталистического накопления:
накопление капитала - результат увеличения размеров предприятий в ходе конкурентной борьбы и роста абсолютной величины безработицы. В итоге К. Маркс подводит к идее о естественной гибели капитализма и победе рабочего класса.
Второй том
состоит из трех отделов. В первом отделе второго тома «Капитала» автор дает описание понятия капитала.
Здесь К. Маркс, в отличие от А. Смита и Д. Рикардо (которые видели в капитале вещественную форму), определяет его как форму выражения классовых производственных отношений. Второй отдел затрагивает вопросы скорости оборота капитала. Основой деления капитала на основной и оборотный, по Марксу, служит двойственный характер труда. Составные элементы капитала переносят свою стоимость на товар конкретным трудом, но при этом одни из них переносят свою стоимость полностью в течение цикла - это оборотный капитал,а другие постепенно, участвуя в нескольких производственных циклах, - это основной капитал.
Третий отдел посвящен процессу воспроизводства. При простом процессе воспроизводства (в стоимостном выражении) количество произведенных средств производства в одном подразделении должно совпадать с объемом потребления в другом подразделении. При расширенном воспроизводстве (в стоимостном выражении) объем производства первого подразделения больше объема потребления второго подразделения.
Третий том посвящен процессу капиталистического производства. Объяснена тенденция нормы прибыли к понижению. Рост капитала ведет к снижению доли переменного капитала, создающего прибавочную стоимость. Снижение нормы прибавочной стоимости сокращает норму прибыли. Прибавочная стоимость может выступать в таких формах: предпринимательский доход, торговая прибыль, процент и рента.
В четвертом томе изучается история развития экономической теории. Дается критика взглядов физиократов, А. Смита, Д. Рикардо и других экономистов.
"Капитал" Маркса имел революционно-разрушительное действие на основные принципы капитализма. Поэтому нет ничего удивительного в том, что долгое время он являлся своего рода Библией для самых разных революционных движений, независимо от того, в какой стране они действовали. Тем не менее, к концу XX века эта книга уже потеряла свою актуальность, так как уровень жизни в большинстве западных стран значительно поднялся по сравнению с тем, что было сто лет назад вследствие научно-технического прогресса.
|