В первой половине XVІ ст. хозяйство Нидерландов достигло высокого уровня развития. В северных провинциях населения занималось хлеборобством, разведением скота. Большинство крестьян были свободным. Удельный вес феодального землевладения составлял лишь 20-25%. Создавались фермерские хозяйства, районы "торгового земледелия", что специализировались на выращивании определенных культур. Успешно развивалось рыболовство, а нидерландская рыба имела большой спрос и сбыт во многих странах.
Южные провинции кроме хлеборобства имели развитую промышленность мануфактурного типа. Фландрийские ткацкие станки были известны еще со времен средневековья и отмечались высоким совершенством. Вырабатывали здесь сукно, полотно, шелковые ткани. Значительного развития достигла железорудная промышленность. Сформировался национальный рынок.
Успешно развивалась торговля Нидерландов с Италией, Францией, Англией и балтийскими странами. Главнейшим портовым городом был Антверпен. Сюда причаливало по несколько тысяч кораблей, иностранные фирмы имели здесь своих представителей, антверпенская биржа занимала одно из первых мест в Европе.
Важной предпосылкой Нидерландской революции и становление нового типа общества была реформация, идеи которой нашли в Нидерландах хорошую почву. Именно она разбудила дух индивидуализма, рационализма и прагматизма в материально-практической деятельности людей. Религиозно освященная установка на работу при категоричном протестантском осуждении расточительства оказывала содействие накоплению капитала, а затем и укреплению чувства личной свободы представителей предпринимательских кругов.
Ход экономического развития Нидерландов тормозила феодально-католическая Испания, которая в середине XVІ ст. превратила страну в свою провинцию. Жестокая инквизиция населения протестантских северных провинций Нидерландов, высокие налоги относительно купцов, промышленников, ограничение в торговле и предпринимательстве привели к массовому недовольству и наконец к революции, которая имела национально-освободительный характер.
Революция и освободительная война победили только в северных провинциях, которые 26 июля 1581 г. провозгласили свою полную независимость (Испания признала независимость Нидерландов лишь в 1609 г.).
Освобождение от испанского феодального господства стало дополнительным стимулом для экономического роста Голландии. В середине XVІІ ст. голландские мануфактуры (кораблестроительные, текстильные и др.) были лучшими в Европе. Успешно развивались парусные, канатные, бумажные, сахарорафинадные, мыловаренные, стеклянные, пивоваренные мануфактуры. Большинство были централизованным. На них работало до 100 рабочих. Начала возрастать количество городского населения, удельный вес которого в первой половине XVІІ ст. представляла от 35 до 50%.
Развитие сельского хозяйства Голландии имело компромиссный характер. Революция не уничтожила окончательно феодальную земельну собственность, тем не менее приоритет в аграрном секторе получила фермерско-крестьянская собственность, которая крепла за счет распределения монастырских земель, осушения. Фермерство Голландии было ориентировано на выращивание культур, которые давали наибольшую прибыль - лен, конопля, табак, хмель, растения-красители. Эффективно развивалось животноводство. Голландский сыр и масло находили консумента во всей Европе.
Торговля стала наиболее прибыльной сферой деятельности голландцев и охватывала весь мир. В 1602 г. созданная акционерная компания - частный акционерный союз, значительное количество акций которой контролировало государство.
Во внешнюю торговлю и морские перевозки вкладывались большие капиталы. Голландия владела наибольшим в Европе морским торговым флотом, на ее судьбу приходилось приблизительно 75% общего количества кораблей европейских стран. Голландцы, вытеснив португальцев, создали огромную империю, которая протягивалась от Мозамбика до Японии. Они с чрезвычайной энергией закладывали торговые фактории, монополизировали снабжение пряности и восточных товаров, занимались каботажными перевозками. Большие прибыли давали работорговля и пиратство. Внешняя торговля и морские перевозки стали настолько удобными, что Ост-Индийская компания в 1606 г. выплатила своим членам 67% дивидендов. В 1699 г. капитал компании составлял 4 т золота.
|