Содержание

Нассау Уильям Сениор

Экономические взгляды Н.У. Сениора изложены в "Основных началах политической экономии" (1836) и "Письмах о фабричном законодательстве" (1837). Сениор "обогатил" вульгарную политическую экономию двумя "открытиями". Одна из них была теория воздержания. Учения Рикардо о труде как единственном источнике стоимости Сениор

противопоставил тезис, согласно которому издержками производства стоимости являются два элемента - труд и капитал. Новым моментом в этой старой версии было лишь субъективное толкование этих факторов. Труд рассматривался Сениором как "жертва" рабочего, теряющего свой досуг и покой, капитал - как "жертва" капиталиста, который якобы "воздерживается" от личного потребления, обращая свой капитал в средства производства. Вознаграждением соответствующих "жертв" рабочего и капиталиста выступают заработная плата и прибыль. В изображении Сениора буржуазное общество теряет свою антогонистическую классовую природу, капитализм предстает как система производства, основанная якобы на взаимных жертв рабочих и капиталистов. Высмеивая теорию воздержания, Маркс писал: "Поистине недосягаемый образец "открытий" вульгарной политической экономии! Экономическая категория подменяется сикофантской фразой Voila tout (Вот и все)". В самом деле, вряд ли нужно доказывать, что реальный процесс создания стоимости (и прибыли) вовсе не зависит от субъективного переживания агентов производства. Продукт, разумеется, нисколько не потерял бы в своей стоимости, если вместо неприятностей капиталист стал бы испытывать наслаждение от своего "воздержания". К тому же как чисто пассивный акт воздержание вообще не может ничего создавать. Столь же вздорным является и другое "открытие" Сениора, иронически названное Марксом в "Капитале" "последним час Сениора". В 30-х годах 19 в. в Великобритании велась усиленная агитация за 10-часовой рабочий день. Фабриканты остро нуждались в аргументах против такого сокращения, и Сениор поспешил им на помощь. Он выдвинул "теорию", согласно которой при 11,5 - часовом рабочем дне (такой была его продолжительность в стране) за первые 10,5 часа возмещается стоимость авансированного капитала, а в последний час создается прибыль. Отсюда заключалось, что сокращение рабочего дня до 10 часов имело бы своим результатом полное исчезновение прибыли. А это отрицательно отразилось бы на экономическом положении Великобритании, поскольку для предпринимателей будто бы исчезнут стимулы хозяйственной деятельности. На самом деле процесс производства товаров при капитализме есть вместе с тем процесс производства стоимости и прибавочной стоимости и прибавочной стоимости, так что каждая единица товарной массы является носителем соответствующей доли как оплаченного труда, так и прибыли. Теория "последнего часа" была настолько абсурдной, что в последствии от нее был вынужден отказаться и сам Сениор.

Заключение.

Смена меркантилизма классической политической экономии стала совершением еще одной исторической метаморфозы в отношении наименования и назначения экономической науки. Как известно, в бытность древнегреческих философов термин «экономия» или «экономика» воспринимался почти в буквальном переводе слов «ойкос» (домохозяйство) и «номос» (правило, закон) и имел смысловую нагрузку процессов домоводства, управления семьей или личным хозяйством. В период меркантилистской системы экономическая наука, получившая наименование «политическая экономия», воспринималась уже как наука о государственном хозяйстве или экономике национальных государств, управляемых монархами.

Наконец, в период «классической школы» политическая экономия обрела черты подлинно научной дисциплины, изучающей проблемы экономики свободной конкуренции.

К. Маркс, с чьим именем связано введение в научный оборот термина «классическая политическая экономия», исходил прежде всего из того, что «классики» не допускали ни апологетики, ни скольжения по поверхности экономических явлений. Но, по его мысли, «классическая школа» со свойственной ей классовой направленностью «исследовала производственные отношения буржуазного общества».

В действительности принцип «полного laissez faire» стал главным девизом нового направления экономической мысли — классической политической экономии, а ее представители развенчали меркантилизм и пропагандируемую импротекционистскую политику в экономике, выдвинув альтернативную концепцию экономического либерализма. При этом классики обогатили экономическую науку многими фундаментальными положениями, во многом не потерявшими свою актуальность и в настоящее время.