Содержание

Основные этапы развития классической школы.

Классическая школа" прошла в своем развитии ряд этапов.

Первый этап

. Его начальная стадия приходится на конец 17 - начало 18 столетия, когда в Англии и Франции с появлением трудов Петти и Буальгильбера стали формироваться признаки нового учения, альтернативного меркантилизму, которое зарождалось и которое в последствие назовут классической политической экономией.

Следующая стадия этого этапа связана с периодом середины и начала второй половины 18 столетия, когда с появлением физиократизма - специфического течения в рамках "классической школы" - меркантилистская система поддалась более глубокой и аргументированной критике.

Второй этап

. Временной отрезок этого периода развития "классической школы" целиком связан с именем Адама Смита, чье произведение "Богатство народов" (1776) стало особенным и наиболее значимым достижением экономической науки всей последней трети 18 столетия.

Его "экономический человек" и "невидимая рука рынка" смогли убедить не одно поколение экономистов в природном порядке и неотвратимости независимо от воли и

сознания людей объективных законов экономики. Из-за этого до 30-х годов 20 столетия как "классики", так потом и "неоклассики" верили в неопровержимость положение про "laissez faire" - полное невмешательство государственных распоряжений в свободную конкуренцию.

Классическим по праву считается и открытие А.Смитом закона распределения труда и

роста его продуктивности. На его теоретических изысканиях в значительной степени

обосновываются так же современные концепции про товар, его свойства, заработную

плату, прибыль, капитал, продуктивность труда.

Третий этап

. Хронологические рамки этого периода охватывают практически всю первую половину 19 столетия, на протяжении которой в развитых странах мира (прежде всего в Англии и Франции) происходил переходу от мануфактурного к машинному, или по-другому, индустриальному производству, что знаменует осуществление промышленного переворота.

В этот период наибольший взнос в копилку "классической школы" внесли: Д.Рикардо,

Т.Мальтус, Н.Сениор, Ж.Б. Сэй, Ф.Бастиа и др., кто называл себя учениками и последователями А.Смита.

Четвертый этап

. На этом завершающем этапе во второй половине 19 столетия доминировали труды Дж. С.Миля и К.Маркса, которые всесторонне обобщили лучшие

достижения классической школы.

Как известно в этот период уже началось формирование нового, более прогрессивного направления экономической мысли, которое получило в последствие наименование "неоклассической экономической теории". Однако, популярность теоретических взглядов "классиков" остается очень значительной. Причиной этому было то, что последние лидеры классической политической экономии, будучи приверженцами положения про ценообразование в условиях конкуренции, осуждали классовую тенденциозность в экономической мысли, и в то же время симпатизировали рабочему классу, то есть были обращены к социальным реформам.