По мере дальнейшего формирования в развитых странах мира основ рыночных экономических отношений становилось все более очевидным то обстоятельство, что государственное вмешательство в экономическую деятельность не является панацеей в деле преодоления преград в приумножении национального богатства и достижения согласованности во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов как на внутреннем, так и на внешних рынках.
"Классическая школа" повела решительную борьбу с протекционистской идеологией меркантилистов, обратившись к самым новым методологическим достижениям науки той эпохи и развернув фундаментальные теоретические исследования. Ее представители противопоставили эмпиризму меркантилистской системы профессионализм, который не позволял дальше "советникам при короле" переубеждать своих монархов в том, что получение богатства страны связано с установлением государственного контроля над экономикой, в том числе в уменьшении импорта и стимулировании экспорта и тысячи прочих "детальных указаний".
"Классики", в отличие от меркантилистов заново сформулировали и предмет и метод изучения экономической теории. Так выросла степень мануфактуризации экономики потом и ее индустриализации, что обусловило выдвижение на первый план предпринимателей, занятых в промышленном производстве, оттеснив на второй план капитал, занятый в торговле, денежном обороте и кредитных операциях. По этой причине как предмету изучения "классики" отдавали преимущество сфере производства.
Что же касается метода изучения - экономического анализа, то его новизна в "классической школе", связана с введением новых методологических приемов, которые обеспечивали достаточно глубокие аналитические результаты и меньшую степень эмпиричности.
В период "классической школы" экономика приобрела черты настоящей научной дисциплины, которая изучает законы свободной конкуренции.
|