С точки зрения американского футуролога Олвина Тоффлера, за индустриальным этапом развития общества в целом наступает информационный. При этом в обществе армируется новая социальная группа – когнитариат, чья мощь основывается на знании, на доступе к информации. Он считает, что "в наши дни необходимо знание о знанияхе вручную, а с помощью вычислительной техники. Самое перспективное направление — создание автоматизированных рабочих мест (АРМ) с помощью персональных ЭВМ (ПЭВМ) с использованием различных экономико–математических и экономико–статистических методов. Уже существуют специализированные АРМ банкира, АРМ бухгалтера, АРМ экономиста, АРМ экономиста–социолога. Создание АРМ банкира дает возможность работникам коммерческих, кооперативных, акционерных и совместных банков контролировать свою деятельность, уровень кредитоспособности своих новых и традиционных клиентов.
Взаимоотношения банка с государством, на территории которого он находится:
а) взаимоотношения с административными органами (Центральный банк России, Государственная налоговая служба, Государственный комитет по статистике и проч.). Этот анализ может быть ретроспективным, оперативным и перспективным. Кроме того, необходимо контролировать уровень ряда социальных факторов, влияющих на взаимоотношения банка с административными органами. Этот анализ осуществляется с помощью методов факторного и корреляционно–регрессионного, детерминированного и индексного анализов. В этот блок включен и анализ организационных факторов, оказывающих влияние на взаимоотношения между руководством банка и руководящими (вышестоящими) органами;
б) взаимоотношения банков с общественными организациями России, иностранными общественными организациями (актуально для совместных банков и банков, имеющих Генеральную лицензию).
2. Анализ взаимоотношений банка со своими клиентами проводится по следующим основным направлениям:
79
· анализ текущей (перспективной) платеже– и кредитоспособности клиента, в том числе и анализ внешних (неучтенных) факторов, влияющих на кредитоспособность (в статике и динамике);
· анализ устойчивости финансового состояния и деловая активность клиента;
· анализ внутренних факторов, влияющих на его кредитоспособность (в статике и динамике);
· анализ внешних факторов, влияющих на устойчивость его финансового состояния;
· экспресс–анализ кредитоспособности производителя (см. подробнее гл. 5);
· развернутый анализ кредитоспособности клиента.
3. Взаимоотношения банка с рынком, в котором выявлены следующие основные направления:
· сравнительный анализ возможных вариантов внутреннего рынка;
· сравнительный анализ возможных вариантов внешнего рынка;
· внутренняя маркетинговая сбытовая политика банка;
· внешняя маркетинговая сбытовая политика банка;
· анализ внутренней и внешней рекламной политики;
· анализ взаимосвязей между объемом реализованных услуг, количеством предлагаемых для реализации услуг, уровнем издержек и ценовой политикой. Этот комплекс задач решается с помощью функции Кобба–Дугласа;
· анализ эффективности рекламной политики; · анализ оптимальности (экспресс–анализ) выбора и заключения договоров и контрактов между различными банками, банками и клиентами, банками и контрагентами, как российскими, так и зарубежными;
· анализ ритмичности и эффективности выполнения этих договоров и контрактов;
· анализ степени удовлетворения спроса постоянных и случайных клиентов банка.
11. Внутренний экономический анализ деятельности банков.
1. Экономический анализ на стадии доведения до готовности определенного набора банковских услуг:
· анализ уровня издержек, который проводится следующим образом:
· анализ уровня себестоимости и затрат на одну денежную единицу;
· анализ снижения себестоимости в зависимости от изменения ряда внешних и внутренних факторов, в том числе по социальным факторам, по организационным причинам и проч.;
· анализ внутренних (внешних) факторов, влияющих на уровень затрат оборотных материальных средств;
· анализ внутренних (внешних) факторов, влияющих на снижение уровня трудоемкости (зарплатоемкости). (Анализ использования трудового потенциала; анализ текучести кадров; анализ уровня производительности труда; анализ соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы; анализ эффективности использования фонда заработной платы.);
|