Неакадемическое полное собрание сочинений имеет значительно боле широкий круг читателей, чем академическое, хотя в этот круг не входит массовый читатель, а предназначаются в основном для читателей со специальным интересом к литературе. Состав полных собраний сочинений этого типа сильно отличается от состава академических изданий. В неакадемическое полное собрание сочинений могут не входить все тексты писателя, но обязательно входят все его произведения. Несвязные же отрывки произведений, черновые наброски могут отсутствовать в издании данного типа.
Интересы широких кругов читателей удовлетворяются собраниями избранных сочинений. Их цель дать читателю наиболее ценное, интересное, значительное в творчестве писателя. Критериями отбора произведений в собрания избранных сочинений являются произведения, наиболее ценные с точки зрения художественных вкусов и эстетических принципов читателя, сыгравшие роль в истории литературы, отмеченные отзывами авторитетной критики. Необходимо, чтобы в собрании избранных сочинений писатель был показан разносторонне: в различных жанрах, в различные периоды зрелой поры его творческой жизни.
Кроме типичных собраний сочинений Б.Я. Бухштаб выделяет промежуточные типы. Некоторые собрания избранных сочинений почти не отличаются от полных собраний. Таковы некоторые издания, именуемые на титульном листе просто "собраниями сочинений".
Промежуточный характер носят и такие собрания сочинений, которые включают полностью произведения одного или нескольких жанров и совсем не включают произведений других жанров. Если в наследии писателя ценен лишь один какой-нибудь жанр, обычно издается полное собрание произведений, принадлежащих к этому жанру: таковы многочисленные полные собрания басен Крылова. Подобные издания относятся, в сущности, к типу избранных сочинений, но их особенность в том, что отбираются не отдельные произведения, а жанры в полном составе.
Разновидностью изданий избранных произведений одного автора является сборник: поэтический, прозаический, драматический или смешанный, составленный самим автором или составителями. Обычно объединенные в нем произведения представляют некое художественное единство и часто подводят итог уже законченному периоду творчества.
В выборе произведений для авторского сборника играют роль признаки, частично совпадающие с теми, которые определяют типы коллективных сборников: произведения, входящие в авторские сборники, могут отбираться по признаку жанра, периода, темы, особого читательского назначения. Авторские сборники почти всегда включают произведения лишь одного какого-нибудь жанра.
Жанровый принцип - обычный для авторских сборников - может сочетаться с тематическим, например: "Морские рассказы". Принцип читательского назначения сказывается преимущественно в авторских сборниках для детей: "Рассказы и повести для детей".
Наряду с ними существуют коллективные сборники, т.е. издания, в которые включены произведения разных авторов. Если рассмотренные выше разновидности изданий представляют автора, то коллективные сборники представляют литературу. Принципы отбора в коллективных сборниках гораздо шире, чем в авторских: материал может отбираться не только по хронологическому признаку, жанру или теме, как в авторских сборниках, но и отражать ту или иную национальную литературу, литературу края, позицию литературного направления, группировки и т.д.
Иногда сборник объединяет произведения на одной национальной литературы, а группы литератур ("Поэты Африки"), иногда в сборнике сочетаются произведения нескольких жанров ("Румынские народные песни и сказки").
Из жанровых сборников особенное распространение имеют так называемые "песенники" - сборники песен и популярных романов.
Также следует отметить большое распространение сборников одноактных пьес, удобных для исполнения самодеятельными коллективами. В подобных сборниках, наряду с жанровым признаком, материал отбирается по признаку особого целевого назначения - для театральной самодеятельности, для эстрады.
Существуют и сборники особого читательского назначения. Таковы сборники для детей разных возрастов, для школьников. Для юношества, для разных профессиональных групп, для людей, начинающих овладевать языком и т.д. ориентация на тот или иной круг и уровень читателей необходима при составлении любого сборника: сборник может быть ориентирован не только на широкий круг читателей, но и на читателя- специалиста.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|