определение стратегии и тактики деятельности предприятия на рынках в отношении ассортимента и качества продукции.
Независимо от целей исследования основной оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий. Анализ показателей состояния конъюнктуры и производства, продукции фирм-конкурентов, потребностей населения и требований потенциальных покупателей, стандартов и других нормативных актов страны, а так же требований законодательства даёт возможность сформировать основные требования и критерии (в том численные их значения), по которым будет оценивать продукцию покупатель.
Выявление требований к изделию проводится на основе анализа различной информации о потребностях, для удовлетворения которых предназначены изделия, об условиях их потребления, источниками которой могут быть:
действующие международные, региональные, национальные и фирменные стандарты;
перспективные нормы и стандарты, введение которых запланировано или ожидается;
материалы фирм-потребителей, содержащие требования, предъявляемые к закупаемой продукции, методам испытаний, хранения и т. п.;
правительственные постановления, законы, нормативные акты и технические регламенты, действующие на рынках стран, куда будет поставляться продукция, и определяющие требования к ней;
результаты исследований конъюнктуры рынков, а также долгосрочных тенденций их развития;
итоги сравнительных испытаний анализируемой продукции и конкурирующих изделий;
опросы потребителей, результаты оценок продукции, проводимых потребительскими союзами, фирмами-консультантами и их рекомендациями;
результаты сертификации продукции, оценок её на международных, региональных, национальных выставках, конкурсах, ярмарках;
отзывы о продукции со стороны потребителей;
сведения о направлениях деятельности фирм-конкурентов, данные об изобретениях, патентах и использовании лицензий;
проспекты, каталоги, фирменные издания;
прогнозные оценки и результаты специальных исследований
и т. д.
Для оценки уровня конкурентоспособности продукции необходимо участие двух групп показателей: качественных и стоимостных.
Вопрос о выборе и определении значимости качественных параметров оценки товаров текстильной промышленности методически достаточно разработан, а в отношении определении стоимостных параметров только начали проводится первые исследования.
Стоимость товара при оценке конкурентоспособности определяется стоимостью или размером затрат, необходимых для его покупки и эксплуатации и составляющих в совокупности “цену потребления” товара.
Цена потребления или затраты на приобретение и эксплуатацию товаров складываются из составляющих, представленных на рис. 1[5,с 36].
Состав и структура затрат определяются назначением изделия, наличием услуг, их стоимостью, удалённостью предприятий сервиса от потребителя и другими факторами.
Цена потребления зависит от длительности жизненного цикла изделия у потребителя: чем дольше оно эксплуатируется, тем больше затраты на эксплуатацию и тем ниже доля первоначальной, в том числе продажной цены в общей сумме затрат.
Поскольку цена потребления имеет переменную и постоянную составляющие, необходимо учитывать сроки эксплуатации изделия. Изучение же потребностей и мнений потребителей показывает, что цене и качеству изготовления потребители разных типических групп присваивают разное место.
Затраты
- прочие переменные затраты (на частичное восстановление)
- затраты на ремонт
- затраты на эксплуатацию
(химчистка, стирка)
Время
рис.1. Структура затрат на приобретение и эксплуатацию товаров текстильной промышленности.
Это означает, что задача оптимизации уровня конкурентоспособности товара должна решаться с учетом каждой типической группы покупателей и каждого сегмента рынка.
В экономике капиталистических стран практически отсутствует понятие “конкурентоспособность продукции”, т. к. оно идентично понятию “качество продукции”. Это объясняется тем, что под “качеством там понимается то, что рынок (а следовательно и потребитель) считает качеством”. Исходя из этого применяемые на западе “системы управления качеством” следует рассматривать также хорошо, как “системы управления конкурентоспособностью”.
Согласно принципам оценки конкурентоспособности товаров текстильной промышленности объектами управления в системе будут являться главные составляющие конкурентоспособности товара и предприятия:
Перейти на страницу: 1 2 3
|