Объектами маркетинговых исследований являются основные категории и факторы рынка. На примере исследования, проведённого специалистами Консультативного института менджемента в городе Берлине в отношении развития рынка готовой продукции в России, можно выделить основные объекты исследования маркетинга для товаров текстильной и лёгкой промышленности на рынке страны с целью определения возможности выхода на него [4,с 63]:
положение на рынке (обеспеченность населения готовыми изделиями, соотношение спроса и предложения, тенденции изменения объёма производства, уровень цен и качество продукции и др.);
состояние спроса на конкретный товарный ассортимент (уровень удовлетворения спроса на отдельных территориальных рынках, экспорт, импорт и динамика их изменения и др.);
определение возможного положения предприятия на рынке, анализ причин негативного и “факторов успеха” позитивного положения, и выявление благоприятных и неблагоприятных факторов дальнейшего развития;
анализ системы сбыта, формирования спроса и других обеспечивающих систем управления предприятием;
прогнозные оценки развития рынка и рекомендации по выбору стратегии и тактики работы на нём.
Комплексное исследование рынка предполагает более детальное изучение таких его элементов как товар и потребитель. Потребитель является носителем потребностей в товарах и роль маркетинга состоит в том, чтобы определить эти потребности, характер их изменения и использовать эту информацию в коммерческих целях. “Секрет” маркетинга состоит именно в том, что удовлетворение потребностей это процесс, одинаково выгодный и производителю и потребителю.
Изучение потребителя предполагает разделение его на группы - типы, определение основных характеристик этих групп (пол, возраст, уровень дохода, отношение к моде и др.), состава и структуры потребностей внутри каждой группы, доли данной группы потребителей на рынке (в общем объёме реализации продукции). Для этого применяются методы топологии (выбор типов) и сегментации (определение доли рынка).
|