Первоначальная стоимость
включает все затраты на приобретение, сооружение или изготовление ОС, за вычетом возмещаемых налогов.
Восстановительная стоимость
определяется по результатам переоценки ОС, которая может проводиться на предприятии периодически (раз в год) для группы ОС или всех ОС в связи с изменением рыночных условий.
Остаточная стоимость
формируется в процессе амортизации ОС и равна первоначальной стоимости за вычетом амортизации в течение всего срока эксплуатации. В бухгалтерском балансе отражается остаточная стоимость ОС.
В процессе жизненного цикла ОС происходит их создание (приобретение), постановка на учет, сопровождение при использовании (переоценка, амортизация, инвентаризация, ремонт и модернизация) и выбытие (списание или продажа).
Объекты, соответствующие определению ОС, но имеющие незначительную стоимость, не превышающую установленный норматив, могут списываться на расходы в момент их приобретения. Решение об установке границы существенности стоимости для предприятия принимает его руководство.
Решение данных задач осуществляется путем использование перечня регламентированных документов при помощи которых организуется учет наличия и движения основных средств, осуществляется начисление амортизации и проводится учет затрат по ремонту. При повседневной хозяйственной деятельности предприятия учет движения ОС производится на основе следующих первичных и аналитических документов:
Событие |
Документы |
Поступление основных средств |
- акт (накладная) приемки-передачи ОС
- инвентарная карточка
- инвентаризационная опись
- отчет по основным средствам
- список ОС |
Учет текущего наличия основных средств |
- акт (накладная) приемки-передачи ОС
- акт на списание ОС
- инвентарная карточка
- инвентаризационная опись
- отчет по ОС
- список ОС |
Движение основных средств |
- акт (накладная) приемки-передачи ОС
- инвентаризационная опись
- список ОС |
Выбытие основных средств |
- акт (накладная) приемки-передачи ОС
- акт на списание ОС
- инвентаризационная опись
- список ОС |
Начисления амортизации |
- приказ о начислении амортизации
- ведомость начисления амортизации |
Проведение ремонтных работ или модернизации |
- акт (накладная) приемки-передачи ОС
- акт переоценки ОС
- отчет по ОС |
Рассмотрим пример. Предприятие приобрело погрузчик стоимостью 177000р, включая НДС=27000р. При этом предприятие понесло следующие дополнительные расходы:
- затраты на железнодорожный тариф по перевозке: 14000р
- затраты на транспортировку от станции на предприятие: 5000р
Исходя из этого, себестоимость приобретенного оборудования равна:
177000 + 14000 + 5000 = 196000р.
Для учета оплаты поставщикам оборудования на сумму покупной стоимости, включая НДС, дебетуется счет 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (рубли) и кредитуется счет 51 «Расчетные счета» Д60.1 К51 = 177000 (условные начальные сальдо счета 51 Сн=500000р, счета 60.1 Сн=1500000р):
Перейти на страницу: 1 2 3
|